ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10
КАКОГО ЦВЕТА РЕМЕСЛА? ЧАСТИ РЕЧИ
интегрированный урок «русский язык + литература» в 3 классе
Абитова Э.Ф.
Интеграция предметов: русский язык, чтение, развитие речи.
Цель:
1. Закрепить знания о частях речи. Продолжить упражнения в классификации частей речи.
2. Познакомить учащихся с творчеством Дж. Родари и стихотворением «Какого цвета ремесла?». Совершенствовать технику чтения, выразительность, развивать речь учащихся. Расширить знания учащихся о людях разных профессий.
3. Коррекционная работа: дифференциация звуков [ш-с], слитное произнесение фраз.
4. Показать важность и роль труда в жизни человека. Воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда.
Оборудование: презентация «Какого цвета ремесла? Части речи»; выставка книг Дж. Родари; иллюстрации профессий, учебник стр.37, телевизор и DVD-плеер, аудиозапись стихотворения.
Х О Д У Р О К А
I. Организация класса (психологический настрой учащихся)
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела,
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.
У ч и т е л ь. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
Дыхательная гимнастика.
– Встали прямо, руки вдоль туловища. Подровнялись.
– Сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть через рот. (3 раза).
II. Речевая зарядка
– Какое сегодня число?
– Какой день недели?
– Сколько дней в недели?
– Какое время года?
– Какое время года будет потом?
– Назови зимние месяцы.
– Назови последний месяц зимы.
III. Фонетическая зарядка.
– На уроке мы будем хорошо говорить звуки [с – ш], следить за слитностью речи, будем говорить предложения на одном выдохе.
СА – ША – СА Саша
ША – СА – ША шоссе
АША – АСА полоса
АШО – АСО пастушок
высокая крыша
Маляр красит высокую крышу.
Маляр красит высокую крышу кистью.
IV. Актуализация знаний. (Слайд 2)
– Сегодня урок необычный. Мы будем говорить о профессиях, вспомним правила по русскому языку, прочитаем стихотворение «Какого цвета ремесла» Наш урок пройдет под девизом «Все профессии важны, все профессии нужны». (1 ученик зачитывает).
– Вам встретится слово ремесла. Что такое ремесло?
– Ремесло – это профессиональное занятие, то есть – профессия (трудовая деятельность, занятие человека).
– Профессия – это словарное слово. Почему? (В нем надо запомнить непроверяемую гласную о, удвоенные согласные)
– В этих стихах вам также встретятся слова: кочегар, булочник, маляр, рабочий. (Ученики зачитывают таблички).
– Запишите их в тетрадь, но перед этим мы проведем минутку чистописания.
Минутка чистописания.
а) Массаж пальцев
Большой пальчик мы потрем,
Указательный пожмем,
Средний с вами мы погладим,
Безымянный – пощипаем,
А мизинчик разотрем.
Кистью дружно мы стряхнем
И писать опять начнем.
б) В названиях многих профессий встречаются сочетания с гласной о во-, по-, -ио-, -ло-, ко-, - бо-.
– Напишите красиво эти сочетания, правильно держите ручку.
в) – Запиши в словарь: профессия, булочник, маляр, кочегар, рабочий.
г) Работа на голое ухо. Повтори: профессия, маляр, булочник…
– В нашей школе работают люди разных профессий. Назовите их. (Слайд 3).(Учитель, воспитатель, повар, библиотекарь, врач, медсестра).
V. Восприятие новой темы.
– О профессиях написано много стихотворений. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством итальянского писателя Джанни Родари. (Слайд 4).
-
Знакомство с писателем. (Слайд 5)
– В 1920 году в далекой Италии в бедной рабочей семье родился мальчик Джанни. Рос он веселым и любознательным. Больше всего маленький Джанни любил книги. Мальчик вырос и стал работать учителем в школе. Он очень полюбил детей. Джанни Родари написал много детских сказок и стихотворений: «Приключение Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы», «Сказки по телефону».
-
Работа с выставкой книг писателя. (Слайд 6)
-
Чтение стихотворения «Какого цвета ремесла?» (отрывок) стр. 37
– Что мы будем делать? (Читать стихотворение).
– Кто его автор? (Джанни Родари).
1. Чтение стихотворения учителем, затем учениками по цепочке.
VI. Физкультминутка «Робот»
VII. Продолжение изучения нового материала.
2. Проверка понимания прочитанного.
– О каких профессиях говорится в стихотворении? Скажи. Покажите.
- булочнике, о кочегаре, о маляре, о рабочем).
3. Подбери к рисунку подходящие строчки из стихотворения. (Слайды 7, 8, 9, 10).
– Поставьте вопросы к этим словам. (Кто?)
– Как называются слова, отвечающие на вопрос «кто?» (Существительные, слайд 11).
– Дайте определение имени существительного.
– Эти существительные – одушевленные или неодушевленные? Докажите.
– Какой булочник? Кочегар? Маляр? (Белый, черный, разноцветный; слайд 12).
– Как называются слова, отвечающие на вопрос «какой?» (Прилагательные).
– Дайте определение имени прилагательного.
4. Прочитайте 1 вопрос. (Объясни, почему булочник – белый, кочегар – черный, а маляр сверкает разными красками.)
– На какой вопрос отвечают слова встает, стоит, сверкает? (Что делает? Слайд 14).
– Как называют слова, отвечающие на вопрос «что делает?» (Глаголы).
– В какой временной форме эти глаголы?
– Измени слово «сверкает» так, чтобы оно было прошедшего времени, будущего времени.
– Дополните предложение: Имена существительные, имена прилагательные, глаголы – это … (слайд 15).
(Проведя исследовательскую работу, мы можем записать тему урока).
– Запишите в тетрадь тему «Части речи»
– Какие части речи вы еще знаете? (Предлог, местоимение).
– Найдите эти части речи в стихотворении. (Он, у, под, в).
VIII. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа в тетради.
а) разноуровневые задания
1 уровень – выписать из текста по 3 существительных, 3 прилагательных, 3 глагола.
2 уровень – распределить слова по группам: существительные, прилагательные, глаголы.
Учащиеся зачитывают свои работы.
б) Работа у доски. (если останется время)
– Написать предложение под диктовку «Черный у топки стоит кочегар». (1 ученик).
– Укажите части речи. (2 ученик).
IX. Зрительная гимнастика «Футбол». (Слайд 16)
X. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Какого цвета ремесла?»
– Чей голос звучал женский или мужской? (Слайд 17).
XI. Рефлексия
– Какое стихотворение читали?
– Кто автор?
– О каких профессиях мы сегодня прочитали?
– Кем работает твоя мама? Твой папа?
– Кем ты хочешь быть? (Слайд 18).
– Я открою небольшую тайну учеников 3 «а» класса. Мы заглянем в будущее и увидим …. (слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24).
Показать слайды: Вита – парикмахер, Миша – автослесарь, Оля – продавец, Лиза – экономист, Илья – охрана.
XII. Подведение итогов. Оценки за урок (Э)
У ч и т е л ь. Сегодня вы были: умные, активные, внимательные, красивые, добрые, воспитанные. Молодцы! За хорошую работу ставлю оценки (Э) … , …. (слайд 25).
XIII. Домашнее задание.
– Читать стр. 37 «Какого цвета ремесла?», отвечать на вопросы.
– Составить 2 предложения о профессиях и указать части речи.
|