ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 10
РОЛЬ СЛОВ «ТЫ» И «ВЫ» В РЕЧЕВОМ ЭТИКЕТЕ.
ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
урок русского языка в 1 классе
Аристова С.М.
Программа: УМК «Начальная школа ХХI века».
Цель урока: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения.
Задачи: научить правильно, называть буквы русского алфавита, их последовательность; применять правила правописания прописной заглавной буквы в именах собственных.
Планируемые УУД:
Предметные: научить решать учебные и практические задачи – правильно называть буквы, знать их последовательность, писать прописную букву в именах собственных; учить участвовать в диалоге.
Метапредметные:
Познавательные – осознавать цели и ситуации устного общения; овладевать нормами речевого этикета; применять правила прописания прописной буквы в именах собственных; анализировать речевые ситуации в которых используется «ты» и «вы».
Регулятивные – осуществить самоанализ успешности участия в диалоге, вносить необходимые коррективы, на основе оценки сделанных ошибок.
Коммуникативные – строить собственные высказывания, задавать вопросы, формулировать выводы, соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные – применять приобретенные навыки в практической деятельности, стремиться к достижению положительных результатов труда, осуществлять самоконтроль.
Х О Д У Р О К А
1. Организационный момент
У ч и т е л ь. Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи. Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними. Что вы пожелали гостям? (Здоровья). А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.
2. Введение в тему урока. Целеполагание урока
– Кто может назвать тему урока, которую мы изучаем? А как вы думаете, какие тайны русского языка мы для себя сегодня откроем? Но для начала, чтобы сформулировать тему нашего урока, я предлагаю посмотреть видеоролик. (Просмотр). Что произошло с маленьким неопытным тигренком? Какие слова волшебные были произнесены девочкой? Как девочка обращалась к тигренку. Как нужно относится к окружающим нас людям, к животным? (С уважением). А что значит слово «уважение»? Давайте мы с вами прочитаем определение, характеризующие это слово, в Толковом словаре на планшетах.
– А сейчас обратите внимание на диалог одноклассниц и вспомните, в чем отличие при общении в двух данных ситуациях? Какой вывод мы можем с вами сделать? Местоимение «ты» – форма обращения детей друг к другу и взрослых к детям. «Вы» – форма обращения ребенка к взрослому человеку. «Вы» обычно говорят незнакомым и малознакомым людям, «не своим»; «ты» – хорошо знакомым и близким, «своим».
– Кто догадался, о чем речь сегодня будет на уроке? (Слайд №1: тема урока).
– Какую учебную задачу поставите для себя на уроке? Повторить и проверить знания. (Слайд №2). Чтобы легче было работать на уроке, составим план. (Слайд 3). 1. Давай подумаем. 2. Чистописание. 3. Тайны языка. 4. Работа в паре. 5. Вспомни изученное. 6. Если останется время.
– В конце урока мы вернемся к нашему плану и оценим эффективность работы на уроке.
3. Словарно-орфографическая работа
– Сегодня утром в классе я обнаружила рассыпанные слоги. Мне кажется, что их потерял кто-то из наших загадочных сказочных героев. Я их собрала, но составить слова не успела, а вы мне поможете. Эту работу вы будете выполнять в парах. Кто нам напомнит правила работы в парах? Приступайте к выполнению. (Здравствуйте, пока, привет, извините, пожалуйста). Какое слово получилось у вас? Запишите его на доске. Придумайте предложение с этим словом. Сделайте звукобуквенный анализ слову, которое у вас получилось. На какие группы можно разделить все вежливые слова, которые вы сложили? (Приветствия, извинения, прощания и просьбы). С какой целью люди используют в своей речи вежливые слова? А мы с вами можем жить без вежливых слов? Мне кажется, что моя находка не случайна. Наши загадочные сказочные герои не знали волшебных слов. Почему я так решила? Давайте вспомним, в каких сказках мы встречаемся с нашими гостями, а помогут нам в этом иллюстрации, которые сегодня присутствуют у нас на уроке.
– Как называется сказка? («Колобок»). Вспомните строчки сказки, когда колобок встречает на дорожке волка. Что он ему говорит? Произносит ли волк слова приветствия? А медведь? Наши сказочные гости предлагают, нам отдохнуть.
4. Динамическая пауза
5. Чистописание
– Что мы делаем на каждом уроке перед началом письма? Прокомментируйте. (Правила письма).
6. Физминутка (для пальчиков)
7. Напиши красиво
– Какая буква прописана у вас в тетради? (Д). А слово? (Дом). Дайте ему характеристику. Вас в классе 14 человек, все вы ученики. И любого второклассника, третьеклассника и даже одиннадцатиклассника можно назвать словом «ученик». Но каждый из учеников – особенный, неповторимый, ни на кого не похожий, у каждого свое, собственное имя. (То же самое говорится о городах, реках и т.п.). А как мы пишем имена собственные? (С большой строчечной заглавной буквы). Наш сказочный герой приготовили для вас задание, которое вы должны выполнить самостоятельно в рабочей тетради на странице 41 упражнение 3. Прочитайте задание. Как вы поняли, что надо сделать? Как вы будете писать имена собственные? Подробнее с именами собственными вы познакомитесь на уроках русского языка в 3 классе.
8. Закрепление изученного материала
– Пока мы с вами работали письменно, наш сказочный герой увидел свой дом в лесу и убежал, даже не попрощался. А какое волшебное слово он должен был сказать?
9. Итог урока
– Посмотрите наш план работы. Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?
10. Рефлексия.
– Как вы себя чувствовали на уроке? Вам было трудно? Легко? Устали? Было интересно? Где пригодятся вам эти знания? Кто справился, сегодня со всеми заданиями без помощи учителя, скажите громко: «молодец». Кто старался, но не смог до конца справится с заданием, похлопайте в ладоши. Хотелось, чтобы данный урок в жизни помог вам не допускать ошибок в речи, поддерживать разговор, грамотно формулировать предложения, общаться с людьми разных национальностей. Всем спасибо. Урок закончен.
|