Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
13.05.2024
20:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Чистякова С.В. Использование элементов музейной педагогики в обучении учащихся начальных классов
30.08.2019, 18:09

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИТВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Чистякова С.В.

Современная педагогика требует от педагога новых подходов к обучению и воспитанию детей, призывает к созданию таких условий на уроке и во внеурочной деятельности, в русле которых ребенок сам учился бы добывать информацию и знания, чтобы он являлся не только пассивным слушателем, но больше принимал активное участие в процессе обучения. Эти требования предусматриваются и современными ФГОС. Музейная педагогика направление, которое поможет в реализации целей и задач обучения в начальных классах, поставленных новым стандартом образования. В данной статье представлен опыт использования элементов музейной педагогики при организации учебного и внеучебного процессов обучения школьников. Опытной площадкой является 2 «Г» класс МБОУ СОШ № 21 г. Шарьи Костромской обл.

Музейная педагогика в школе – одно из инновационных явлений современного образования детей и подростков. Включение культуры и искусства в школьный образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности подрастающего человека быть активным субъектом происходящих культурно-исторических процессов своего поколения, своего времени. Тема использования элементов музейной педагогики в обучении детей начальных классов – это как раз тот случай, когда опыт прошлого и современные педагогические технологии успешно интегрируются и приносят ощутимую пользу в образовательно-воспитательном процессе.

Понятие «музейная педагогика» появилось в России в начале 70-х гг. XX века и было заимствовано из немецкой терминологии. Согласно определению, музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

То есть музейная педагогика способна:

– организовать нетрадиционный подход к образованию;

– стимулировать исследовательскую работу учащихся;

– способствовать формированию интереса на уроках и во внеклассной работе;

– объяснить сложное на простых примерах;

– помочь в самореализации ребенка;

– показать значимость и практический смысл изучаемого материала.

Диапазоном опыта является единая система «урок – внеклассная работа». Мною были выбраны следующие формы использования музейной педагогики:

· внеурочные занятия и экскурсии;

· специально организованные уроки в музее (знакомство с предметами, формирование навыков музейных коммуникаций);

· работа с музейными предметами на уроке (манипулирование предметами).

Такие формы работы повышают уровень образовательного процесса. У детей формируются яркие, четкие образы, возникает интерес к изучаемому материалу, ребенок сам учится добывать информацию и знания не только как пассивный слушатель, а как активный участник процесса обучения. Введение в школу дополнительного послеурочного образования сделало возможным на организационном уровне интегрировать образовательные задачи школы и музея. Сначала была организована работа с Городским краеведческим музеем через разработку совместной программы «Богат и прекрасен мир леса», состоящей из серии интерактивных занятий. В ходе занятий проводились небольшие по времени и количеству экспонатов экскурсии, демонстрировались видеофильмы, организовывались игры. На первом из занятий учащиеся разделились на команды, придумали им названия, выбрали командиров. В ходе встречи команды набирали баллы за ответы на вопросы. В конце каждого занятия учащиеся создавали коллаж по изученному материалу, выполняли рисунки животных, птиц, природы в разное время года.

Используя музейную педагогику во внеурочной деятельности, я поняла, что она может оказать неоценимую помощь и в процессе обучения, используя такую его форму, как музейный урок. Он является одним из перспективных видов работы с учащимися и создается с целью приобретения знаний по определенной учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке. Так, например, был организован урок в школьном музее «Уроки в старой школе». Мы неожиданно окунулись в совершенно новую, загадочную и необычную атмосферу старинного класса. Учащиеся познакомились с предметами, которыми пользовались при письме (стальное перо и ручка, чернильница, чернильный порошок, бутылочки для приготовления чернил, пресс-папье, промокашка и т.д.), посидели за старой школьной партой. Далее был организован «Урок чистописания» с использованием перьевых ручек и чернил, который вызвал неподдельный интерес, благодаря чему ребята стали работать намного активнее. Урок прошел в хорошем темпе, интересно и созидательно. Я поняла, что, приобретая личный опыт общения с предметом, дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминают сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях. Урок окружающего мира по теме «Старинная женская работа» прошел в краеведческом музее, где учащиеся не только рассмотрели предметы быта, связанные с женским трудом, но и подержали ухват, попробовали молоть муку с помощью жерновов, размягчали тканые вещи при помощи рубеля и валька, опробовали механизм мялки для снятия со стебля кострики.

Содержание подобных встреч помогает ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:

– что такое предмет, его свойства;

– какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;

– в чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком.

Кроме этого в музее был проведен урок рисования по теме «Костюм русской красавицы». Рассмотрели старинные женские костюмы, представленные в экспозиции краеведческого музея, и приступили к рисованию. Учащиеся были внимательны к деталям, старались передать все элементы костюма, заинтересованы, активны, на таких уроках дети эмоционально обогащаются, переживают минуты озарения и открытий. Основной целью использования музейных предметов на уроках является соединение словесного образа с предметным. На уроке рисования «Украшение силуэтов греческих сосудов» удивление и интерес вызвали старинные кринки и миски, сделанные из глины. Ученики могли их рассмотреть, подержать в руках, поделиться впечатлениями. Все это повышает качество знаний учащихся, развивает творческую фантазию школьников, обогащает их речь, расширяет эрудицию и познание, воспитывает эстетический вкус.

К особенностям уроков с использованием музейной педагогики относится также самостоятельная исследовательская работа учеников. Самостоятельная работа по поиску необходимой, заданной учителем информации, ее обработка, презентация проделанной работы формирует у учащегося четкую ориентацию в информационном пространстве. Для меня это оказалось новым и интересным опытом работы, который дает возможность по-новому взглянуть на современный процесс обучения и воспитания. Достигнув положительных результатов в работе, я планирую продолжить работу в данном направлении и разработать внеклассное мероприятие «Треугольное письмо», посвященное Великой Отечественной войне. Также начата работа над проектом «Словарик старинных слов» Собирая его, дети вместе с родителями, проводят исследовательскую деятельность: выбирают понравившийся экспонат в школьном музее; рисуют его (или подбирают картинку этого предмета); они должны узнать его толкование и назначение, придумать небольшой текст с использованием этого слова.

Умелое применение элементов музейной педагогики на уроках и внеурочной деятельности интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет побуждать к активной учебной деятельности, воздействовать на ее мотивационно-потребностную сферу. Эти формы обучения увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, дают стабильные положительные результаты.

Использованная литература:

1. Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность. – СПб, 1999.

2. Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии. // Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001.

3. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика /– М.: 2006. – 414 с.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 228 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz