ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
КВЕСТ – ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дебарбиери К.В.
Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Интерактивная игра – наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Обращение к ним вызвано не только стремлением оптимизировать педагогический процесс, но и создать условия для ненавязчивого и вместе с тем занимательного усвоения материала.
В сегодняшних условиях и подходах к дошкольному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО достаточно актуальными являются «квест-игры». Современные методисты Гавришова Е.М. и Миленко В.М. считают, что «квест-игры являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующие сотрудничеству взрослых и детей их инициативы и самостоятельности… Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Таким образом, квест-игра – это деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт и приобретает знания». [3].
Образовательная деятельность в формате квест-игры становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест – это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Роль педагога-наставника в квест-игре – организационная, то есть педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Технология квест-игры прекрасно вписывается в педагогический процесс в ДОО. Квест-занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Существует следующая типология квестов:
-
Линейные – задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
-
Штурмовые – команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
-
Кольцевые – круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.
Квест – универсальная игровая технология, которая помогает реализовать следующие задачи:
Образовательные: усвоение новых знаний и закрепление имеющихся.
Развивающие: в процессе игры у детей повышается образовательная мотивация, развивается логическое мышление, творческие способности и формируется исследовательское навыки, а также повышается уровень познавательной активности.
Воспитательные: формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, толерантности, эмпатии, взаимопонимания и индивидуальных положительных качеств детей.
Коррекционные: создается мотивация общения, формируются и развиваются коммуникативные навыки, способность извлекать информацию из речевого контакта.
Психопрофилактические: приобретается спектр положительных эмоций, непередаваемые ощущения настоящих приключений, полное погружение в атмосферу интересных заданий; реализация социально приемлемых форм проявления эмоций и чувств.
Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками являются основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, предоставлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. На мой взгляд, квест-технология является одной из самых эффективных форм взаимодействия с семьями дошкольников на современном этапе дошкольного образования.
Алгоритм подготовки квеста
-
Разработка правил проведения квеста.
-
Составление интересного, захватывающего сценария с головоломками, загадочными кроссвордами, викторинами, ролевыми взаимодействиями.
-
Разработка маршрута, по которому будут проходить команды.
-
Определение способов получения командами заданий.
-
Формирование команд, распределение ролей между игроками.
-
Продумывание системы оценок выполнения командами заданий.
-
Подсчет максимального времени игры.
-
Обеспечение безопасности детей в ходе прохождения маршрута и выполнения заданий.
-
Оформление и подбор необходимого игрового материала, иллюстраций, атрибутов.
В современном образовательном процессе становится востребованным активное использование педагогами инновационных методик и технологий, позволяющих расширить рамки образовательного процесса.
Итак, если вы – целеустремленный, творческий, современный и играющий педагог, ищущий нестандартные подходы в образовательной деятельности детей, если вы стремитесь развивать в дошкольниках самостоятельность, логическое мышление, то образовательный квест непременно найдет применение в вашей практической деятельности.
Использованная литература:
1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008, №5.
2. Бачурина В.Н. Развивающие игры для дошкольников. – М., 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
3. Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015, №10.
4. Гин. А Приемы педагогической техники (https://docplayer.ru/30465089-Priemy-pedagogicheskoy-tehniki-nekotorye-priyomy-pedagogicheskoy-tehniki-po-a-ginu.html) Игра (вид деятельности) – статья из Большой советской энциклопедии. Квест – https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест Квест-игра – https://ru-wiki.ru/wiki/Adventure_game
5. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: 2006. – 176.
|