Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
12:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Дёмина Г.В. Междометие. Урок русского языка в 7 классе
11.10.2019, 23:16

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

 

МЕЖДОМЕТИЕ

урок русского языка в 7 классе

Дёмина Г.В.

Цель урока: знакомство с междометием как частью речи, назначением его в языке, употреблением в роли других частей речи; знакомство со знаками препинания при междометиях; формирование умения находить в тексте междометия и выделять их знаками препинания.

Урок является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока – комбинированный урок.

Педагогическая инструментировка: карточки-таблицы, таблица, рабочие тетради, схемы, текст с купюрами.

 

Х О Д У Р О К А

  1. Организационный момент.
  2. Повторение. На доске – таблица

 

самостоятельные

служебные

 

 

У ч и т е л ь. Посмотрите на таблицу. Как бы вы ее озаглавили? («Части речи. Задание: по цепочке называем части речи и приводим примеры). Что должны мы записать в третьей графе? (Междометие). До сих пор мы мало говорили об этой части речи. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Какую цель перед собой мы должны поставить? Справимся? Приступаем. Обратимся к таблице. Скажите, какой вопрос может возникнуть при ее анализе? (Почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи?)

– Какие шаги мы должны предпринять, чтобы ответить на этот вопрос?

1) Повторить особенности самостоятельных и служебных частей речи.

2) Поближе познакомиться с междометием. Для этого вспомним, по какому плану мы характеризуем часть речи. Часть речи характеризуют: 1) общее грамматическое значение; 2) морфологические и 3) синтаксические признаки.

III. Решение проблемного вопроса

  1. Работа в парах. Заполнить схему: охарактеризовать самостоятельные части речи.

2) Давайте докажем на практике правильность нашей схемы. Один ученик идет к доске. Записываем предложение «Для вежливости открыты настежь все двери».

Задание: Объясните смысл пословицы. Разберите предложение синтаксически и определите части речи. Объясните орфограммы.

Второй ученик производит морфологический разбор существительного.

– Скажите, для чего мы делали эти разборы? (Чтобы доказать справедливость нашей схемы). Теперь расскажите мне о служебных частях речи. (Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; не изменяются.)

IV. Новый материал. Работа с опорным конспектом (заполняется в процессе урока, см Приложение).

  1. Мне, – сказало Междометье,

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет...

Те, кого охватит страх,

Произносят слово АХ!

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово ОХ!

Кто встречается с бедой,

Произносит слово ОЙ!

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово ЭЙ!

У кого захватит дух,

Произносит слово УХ!

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

V. Каждому ученику выданы распечатки стихотворения

У ч и т е л ь. Какие междометия встретились? Что они выражают? Называют ли они чувства? Запишем в тетради междометия-эмоции и междометия побуждения.

1) Страха, сомнения, радости, удивления, грусти, восторга, тревоги, печали и др. (Ах, ну, ох, браво, бис, боже мой, вот это да, ну и ну, ай-ай-ай, увы, ура).

2) На, фас, апорт, тсс, алло, вира, майна, кис-кис, бай-бай, стоп, цып-цып, кыш, брысь и др.

У ч и т е л ь. Составьте предложения, использовав междометия. Можно ли к междометиям поставить вопрос? А значит, они не являются членами предложения. Можно ли их изменить? Но зато их можно разделить на две группы. Обратите внимание на второе стихотворение и на знаки выделения междометий. Прочитайте следующее стихотворение. Как выделяются междометия на письме?

 

2.Сердце так и гложет страх. Ах!

Эх, не помню как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух!

Ах!

Эх! Ох! Ух... не вызвали!

 

У ч и т е л ь. Запишем в таблицу. Определите, на какие же группы можно разделить междометия? (Непроизводные и производные).

Ау, я заблудился.

Ох, как страшно мне в лесу.

Мамочки, как страшно! Ужас!

Брось! Не переживай. Я тебя выручу.

 

– По всем признакам междометие – служебная часть речи. Исследуем дальше. Запишем предложения: 1. Ха-ха, все просто в этом мире. 2. По классу разносилось звонкое ха-ха. Разберите предложения синтаксически.

Вывод: в отличие от служебных частей речи междометия иногда могут выступать в роли самостоятельных частей речи. Заполнить опорный конспект.

  1. Закрепление. 1) Записываем предложения. Находим междометия, объясняем знаки препинания.

1. Ах, яблочко, цвета милого! (С. Есенин). 2. Увы, невеста молодая своей печали неверна. (А. Пушкин). 3. Эх, песня, песня! Есть ли что на свете чудесней! (С. Есенин.) 4. Жизнь, увы, не вечный дар. (А. Пушкин). 5. Тсс, Егор Ильич спит… (А. Чехов).

2) Составьте предложения со словами «караул» и «прощай», чтобы в одном предложении они выступали в роли самостоятельной части речи, а в другом – междометием.

  1. . Итог урока

– Что нового мы сегодня узнали? Насколько это важно и нужно нам (или нет)? Какие чувства помогают выразить поэту междометия?

– Надеюсь, что сегодня вы не испытывали таких чувств. Хочу поблагодарить вас за активность, для этого использую хорошо знакомое вам междометие – спасибо.

Домашнее задание: знать опорный конспект; задания на выбор – упр. 416 или составить небольшой диалог, используя междометия.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Опорный конспект «Междометие как часть речи»

 

Междометия – это ___________, которая выражает ________, ___________, но не называет их.

Междометия не отвечает на ______________, не ________________, не является _________________ , хотя в некоторых случаях может переходить в _______________.

Активно междометия употребляются в _______________ речи.

На письме выделяются ____________.

К междометиям примыкают ____________ слова.

Например, _________ .

Междометие – это очень ____________________ .

 

 

 

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 259 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz