Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.05.2024
16:43
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Дудина Е.А. Воплощение современной модели образования в школьной внеурочной деятельности
25.04.2019, 21:44

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

В ШКОЛЬНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дудина Е.А.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к обновлению содержания и обеспечению доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, потребностями общества и каждого гражданина. Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС является то, что в нем выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая; 2) познавательная; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная; 9) туристско-краеведческая.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Как становится видно из перечисленного, ряд направлений напрямую совпадает с видами деятельности: спортивно-оздоровительная деятельность, познавательная, художественное творчество.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности (далее – ВД): комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов 1-го уровня к результатам 3-го уровня в различных видах ВД. Программы могут быть сквозными (когда педагоги начинают работать по ним с детьми с 1 по 4 кл.), акцентируя внимание на планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации ВД школьников необходимо понимать различие между ее результатами и эффектами. Результат – итог участия школьника в деятельности. Так, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некие знания о себе и окружающих, что-то пережил и прочувствовал, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект, в свою очередь, – последствие результата. Например, приобретенные знание и опыт, пережитые отношения, совершенные действия развили школьника как личность.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся

Воспитательные результаты ВД школьников распределяются по трем уровням.

1-й уровень результатов: приобретение школьником знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения результатов 1-го уровня большое значение имеет взаимодействие ученика с учителями (в основном в дополнительном образовании), как значимыми носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает ее с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

2-й уровень результатов: получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3-й уровень результатов: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. В опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.

Каждому уровню результатов ВД соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, или ряд содержательно и структурно близких форм). 1-й уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, 2-й уровень – более сложными, 3-й уровень – самыми сложными формами ВД. Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, запросто можно выйти на понимание школьниками обсуждаемого вопроса. Но в этической беседе основной канал общения – «педагог-дети», а общение детей друг с другом при этом ограничено, и получается трудно выйти на отношение самих школьников к рассматриваемой проблеме, поскольку именно в общении со сверстником ребенок устанавливает и проверяет свои ценности. Здесь понадобятся уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Цель диагностики – выяснение, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды ВД, которыми «охвачен» школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Первый предмет диагностики – личность воспитанника: в каком направлении происходит развитие его личности? на какие ценности он ориентируется? какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Приемы диагностики: а) наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников – в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам; б) анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т.д.

Второй предмет диагностики – это детский коллектив как условие развития личности ученика. Для изучения уровня коллектива реально использовать методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» и характер отношений в нем детей.

Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога как важнейшее условие развития личности ученика. Важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, «отбывая» повинность); какие профессиональные ценности у него сформированы (или они вовсе отсутствуют). Каков характер его педагогической позиции, гуманистическая она или авторитарная, предполагает самоопределение воспитанника или рассматривает его как «tabula rasa» для воплощения своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.

Понимание взаимосвязи результатов и форм ВД, ее диагностики должно позволить педагогам:

• разрабатывать образовательные программы ВД с четким и внятным представлением о результате;

• подбирать такие формы ВД, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; • диагностировать результативность и эффективность ВД;

• оценивать качество программ ВД (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 352 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz