ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 10
УМЕЕМ ЛИ МЫ ПРОЩАТЬ. ВСЕ ЛИ МОЖНО ПРОСТИТЬ?
беседа с учащимися
Ефимкина М.А.
Цель:
– поразмышлять с учащимися о важнейшей нравственной ценности – умении прощать, о сложности нравственного выбора;
– подготовить учащихся к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв мнение другого.
Оборудование: принадлежности для опыта с сосудами.
Х О Д З А Н Я Т И Я
1. Создание эмоционального настроя
У ч и т е л ь. Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто хочет общаться!
Здравствуйте те, кто молчит.
– Здравствуйте, меня зовут….
– Мне очень хочется поближе с вами познакомиться. А вам?
– Может ли нам в этом помочь общение?
– Почему так думаете?
– Вы часто общаетесь вот так, всем классом?
– О чем, какие темы обсуждаете?
2. Постановка темы и цели занятия
– Чтобы определить тему нашего разговора, предлагаю разыграть ситуацию. Представьте себе, что сейчас мы отправимся в аквапарк. Отправимся мы туда на двух вертолетах: синем и красном. Пожалуйста, приобретайте билеты. Занимайте места в зале ожидания. Кто же полетит в синем вертолете? В красном? А мне билета не досталось!
– Как вы думаете, что я сейчас чувствую?
– Вам хочется испытать то же самое?
– Почему? О чем предстоит разговор?
– Что хотите выяснить?
– Мы будем говорить об одном из самых сложных человеческих чувств – об обиде. Вас волнует эта тема? Меня она тоже волнует. Возможно, в разговоре с вами и я найду ответы на свои вопросы.
3. Работа по теме
– Есть ли среди вас тот, кто был обижен кем-то когда-нибудь? Поднимите руки. Каждый из вас в обиде не одинок.
– Что может причинить обиду?
– Послушайте рассказ О. Кургузова «И кошки храпят».
Рассказ
На папин день рожденья собралось много гостей. Они пели, ели и много разговаривали. А потом папа сказал: «Внимание! Маленький сюрприз!»
И он включил магнитофон. Из магнитофона послышалось сонное сопение и легкий храп. Папа сказал: «Ну, что это было?» Гости пожали плечами. «Ни за что не догадаетесь!» – заявил папа и выбежал из комнаты. Вернулся он, держа в руках кота Лукьяна. «Вот! – сказал папа. –Это кот храпел. Я его на магнитофон записал».
Тут конечно все стали смеяться. Потом захохотали. А я ушел на кухню. Там на подоконнике сидел Лукьян, и в глазах у него были слезы. Я забрался на подоконник, сел рядом с ним и тоже заплакал…
– О ком вы сейчас думали? Можно узнать, что?
– Назовите те чувства. которые испытывает тот, кого обидели.
– Что тогда происходит с человеком? Как он себя ведет?
– Обида разъедает человека, как ржавчина. Он начинает болеть, сердиться, ненавидеть, мстить, злиться.
– А злость и ненависть – это качества сильного или слабого человека?
– Можно ли что-то сделать, чтобы не было так тяжело?
– Мне хочется вам поведать притчу «Мешок картошки и обида».
Притча
Однажды ученик спросил у своего учителя: «Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким». Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. «Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши свое имя, с другой имя человека, с которым произошел конфликт, и положи этот картофель в пакет». – «И это все?» – недоуменно спросил ученик. «Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель». Ученик согласился.
Через какое-то время пакет ученика наполнился и стал уже достаточно тяжелым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гладким налетом, некоторый пророс, некоторый зацвел и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришел к учителю и сказал: «Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжелый, а во-вторых, картофель испортился». На что учитель ответил… Что же ответил мудрый учитель? «То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжелый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Каждый раз, когда ты решишь обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень».
– Как вы понимаете слова мудреца?
– Подумаем, нужно ли прощать? Почему?
– Давайте понаблюдаем.
Опыт с сосудами.
Три сосуда. В первом – обычная вода, во втором – вода, закрашенная пищевым красителем коричневого цвета, в третьем – белизна.
– Этот сосуд – наша душа, а это – обида и прощение. Догадались где что?
– Что произойдет с душой, если в ней поселиться обида? (Добавить в сосуд с водой раствор пищевого красителя).
– А если я прощу обидчика? (Добавить белизны).
– Что происходит? Что остается?
– Что же легче: простить или быть обиженным?
– Так умение прощать – это качество сильных людей или слабых? Как теперь ответите на этот вопрос?
– Нужно ли прощать?
– Почему?
– Всегда? Всё? Всегда!
– Есть такие мудрые слова: «ошибается – каждый, признает ошибки – сильный, просит прощения – мудрый». Возобновить дружбу может только любящий, который прощает от всего сердца.
Рефлексия
– Возьмемся за руки. Скажем друг другу те качества, которые нам помогают прощать.
– Итак, я начинаю… Умение прощать, значит быть милосердным,
– Что хотите сказать еще?
Ответы детей.
– А мне хочется вручить для вас памятки с советами по теме нашего разговора, но прежде я прочитаю стихи.
Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто люди
И слышать, не только понять.
Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей,
Но тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Несложное, очень простое –
«Прости», и Бог тоже простит.
|