Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.05.2024
19:17
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Золотухина С.В. Развитие монологической речи у младших школьников
08.04.2019, 14:36

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Золотухина С.В.

Актуальность проблемы. Театр начинается с вешалки, а первые школьные годы – с начальной школы. Первые кирпичики фундамента знаний закладываем именно мы, учителя начальных классов. Насколько осознанно и прочно усваиваются знания учащимися, зависит их успех обучения в среднем и старшем звене. Школа для ученика – большой, каждодневный, изнуряющий труд. Возможность достижения учебного успеха у ребенка, независимо от уровня его подготовки, интеллектуальных способностей, семейного и социального положения, во многом зависит от развития речи ребенка. Современная школа должна быть развивающей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Однако без сформировавшейся речи, такое развитие может быть реализовано лишь частично.

Цель развития монологической речи – развитие ее гибкости, точности, выразительности и разнообразия. Развивать речь учащихся – способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам чтения. Стандарт среднего (полного) общего образования предполагает совершенствование коммуникативной компетенции учащихся. Условия успешной коммуникации – сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации. Почему именно эту проблему я считаю приоритетной? В школьном уроке принято выделять три функции: обучающую (образовательную), воспитательную и развивающую. Из этой группы зачастую выпадает четвертая – коммуникативная. Появление компьютера как нового передатчика информации перераспределило функциональное значение всех компонентов урока, но более всего – коммуникативного: естественный язык заменили языками «программирования». При этом у школьников ослабевают навыки монолога и устной беседы, активно формируются структуры речи на основе книжно-электронного «языка» и стиля, где слово превращается в знак. Диалог и монолог, между которыми всегда существовало устойчивое равновесие, стремительно теряют свой удельный вес в системе урока. Но больше всего в новых условиях несет потерь монологическая речь. Но научить монологу можно. В ходе работы по коммуникативной компетенции эти проблемы и предстоит разрешить.

В своей работе я опираюсь на технологию французских мастерских, базирующихся на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности, принципах личностно-ориентированного обучения (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская). Данная технология в рамках личностно-ориентированного образования обеспечивает развитие таких качеств личности, как субъективность, рефлексивность, критичность мышления, креативность. Осмыслением главной педагогической идеи своего опыта считаю нахождение методов успешного обучения каждого школьника через общение, именно через общение и только через него организовать целенаправленное педагогическое воздействие. Разговаривая с ребенком, строю систему взаимодействия с ним творчески, учитывая особенности его личности, общий психологический контекст, наконец, особенности собственной педагогической индивидуальности.

Из опыта работы. С первых дней знакомства с учениками в первом классе, я поняла, что у многих детей речь еще недостаточно сформировалась. Проведя первую диагностику, я выделила следующие группы: 1 группа – дети с хорошо развитой речью. 2 группа – дети со средним развитием речи. 3 группа – дети, затрудняющиеся в изложении своих мыслей. Изучив психологические особенности своих учащихся, я пришла к выводу: дети отличаются разными способностями, интересами, особенностями темперамента, свойствами мышления и памяти, многие имеют ослабленное здоровье. Часть детей с радостью рассказывает о событиях, которые произвели на ребенка впечатление, некоторых очень трудно вовлечь в беседу. Учебную деятельность по развитию монологической речи я разделяю на несколько уровней: 1-й уровень – репродуктивный (усвоение материала для применения в знакомой ситуации, задание по образцу). 2-й – конструктивный (ответы на вопросы по теме, выделение новых логических связей, выполнения видоизмененных упражнений). 3-й – творческий (применение усвоенного текста в новой, нестандартной ситуации).

Вот некоторые виды и формы учебно-познавательных задач, которые я ставлю перед детьми: – Проверим, все ли из вас правильно выполнили домашнее задание… – Давайте посмотрим, кто лучше других научился … (находить безударную гласную в корне, определять место имени существительного в предложении и т.д.) – Давайте определим, у кого из вас получился более интересный рассказ.

Первоклассникам нравятся и такие обращения: – Встаньте все мальчики и хором прочитайте свой ответ. – Выйдут к доске только те, у которых имя начинается с буквы «С».

Такие обращения активизируют познавательную деятельность детей.

Усвоение каждым ребенком монологической речи можно разделить на три группы целей, учитывая индивидуальные особенности каждого:

– Цель к обязательной программе (овладение монологической речью в пределах разговорной лексики).

– Цель к дифференцированной программе (овладение монологической речью для успешного обучения разнообразным предметам).

– Цель к индивидуальной программе (свободное использование речевых оборотов в любых жизненных ситуациях).

В 1-2 четвертях работа направлена на правильное произношение отдельных звуков, составление предложений по картинкам. Но во 2 полугодии 1-го класса ребята уже заканчивали предложения, составляли по картинкам рассказы из 2-3 предложений. Чтобы ребенок не потерял интерес к учению, нужно с первых минут урока его замотивировать. Создание благоприятных условий, своевременное стимулирование учащихся, грамотно подобранные методы и приемы – необходимое условие для мотивации учения. С этой целью я включаю задания на развитие логического мышления, классификацию, создаю проблемные ситуации, ситуации «с затруднением», которые выводят детей на учебную дискуссию. Педагог при этом выступает в роли участника дискуссии.

Метод групповой дискуссии дает большой эффект на уроке, так как позволяет учащимся высказать собственную точку зрения, уметь ее обосновывать, обогащаться новой информацией, получать опыт участия в поиске решения проблемы. В ходе урока дети отмечают свое место по достижении цели урока на «волшебной дорожке», что создает условия для самонаблюдения и самоанализа. Ощущение успеха на уроке, свое продвижение по «волшебной дорожке», формирует положительные познавательные мотивы и потребности, что очередь дает требуемые результаты в развитии и обучении детей.

Учитель должен не только глубоко понимать содержание урока, но и осознавать выбор методов и приемов обучения – как помочь с наибольшей пользой сильным и слабым детям овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, как сохранить у ребят эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию. Постановка задач на каждом этапе урока позволяет мне, четко определить конечный результат деятельности учащихся, предвидеть трудности, которые могут возникнуть у тех или иных детей, подобрать определенные задания, которые помогают одним детям сократить путь к этому результату, другим – сделать его занимательным, третьим – утвердиться в чем-то.

Основная постановка учебно-познавательных и воспитательных целей и задач по развитию монологической речи перед каждым уроком необходима учителю как первый шаг к педагогическому мастерству.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 303 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz