ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
рабочая программа по внеурочной деятельности
Ихсанова А.С.
«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» (А.С. Пушкин)
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие: · знакомство детей с основными геометрическими понятиями, · прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, · развитие интеллекта, качеств мышления, характерных для математической деятельности и полноценной жизни в обществе, · формирование умения учиться, следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, · применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и др. для создания композиций с изделиями в технике оригами.
Развивающие: · развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии, математических и творческих способностей.
Воспитательные: · воспитание интереса к предмету «Геометрия», · расширение коммуникативных способностей, · формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Особенности программы
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Речь идет о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практике.
3. Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности: снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке атмосферы, которая расковывает учеников, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребенка.
6. Принцип вариативности – развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. 10. Адекватность требований и нагрузок. 11. Постепенность. 12. Индивидуализация темпа работы. 13. Повторность материала.
Ценностные ориентиры содержания данного факультативного курса:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
На четвертом году учебы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Общение детей друг с другом носит дискуссионный характер.
В работе будут использованы следующие методы: словесные, наглядные, практические, исследовательские. Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
В программе виды учебных действий разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.
Репродуктивные: а) исполнительские учебные действия для выполнения заданий по образцу, б) воспроизводящие учебные действия по формированию вычислительных и графических навыков.
Продуктивные (3 вида учебных действий): а) обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера; б) поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний; в) преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.
Контролирующие: направлены на формирование навыков самоконтроля.
Виды деятельности: творческие работы, задания на смекалку, лабиринты, кроссворды, логические задачи, упражнения на распознание геометрических фигур; решение уравнений повышенной трудности, нестандартных задач, текстовых задач повышенной трудности различными способами; выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления, решение комбинаторных задач и задач на части повышенной трудности, задач на проценты и связанных с формулами произведения, решение геометрических задач.
Место курса в учебном плане. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера. В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель-ученик или ученик-учитель.
Периодичность: целесообразно проводить курс 1 раз в неделю учебного года.
Методы и приемы изучения материала. Важная особенность курса «Занимательная математика» – геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков. Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера.
В курс включены подвижные математические игры, смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
Почасовое распределение: модуль «Занимательная математика» 1 класс – 33 часа; модуль «Геометрия вокруг нас» 2 класс – 68 часов; 3 класс – 68 часов; 4 класс – 68 часов.
Использованная литература:
1. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Путешествие по стране геометрии». М.,1994.
2. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). М., 1994.
3. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. 2 кл., 3 кл. М., 2002.
|