Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
13.05.2024
18:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Ионова Е.В. Подскажи словечко. Игры-загадки в коррекции речи дислаликов дошкольного возраста
30.08.2019, 18:22

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10,2019

 

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО

игры-загадки в коррекции речи дислаликов дошкольного возраста

Ионова Е.В.

Игровая форма занятий для детей с нарушением речи является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики. В логопункте при МДОУ Детский сад №3 «Аленушка» г. Черкесск Карачаево-Черкесской республики игровая форма работы с детьми используется в качестве одной из наиболее востребованных и педагогически удобных, поэтому ее результаты являются действенными и эффективными. Рекомендации по более широкому употреблению игровых форм и методов для коррекции речи детей присутствуют в ФГОС ДОО, следовательно, востребование игровых приемов является воплощением данного требования.

И воспитателями, и логопедом логопункта в качестве самого распространенного средств для активизации мыслительной деятельности и развития речи дошкольников применяется загадка. Грамматическое и лексическое разнообразие загадок помогает детям осваивать родную речь в ее многообразных проявлениях, позволяет запомнить слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость. Приведу примеры вариантов использования разновидностей загадки в повседневных занятиях.

В последнее время педагогами часто используются структурно неоконченные загадки: их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность образуется при расхождении слова-отгадки. Отгадка, являясь ритмической единицей и одновременно словом-рифмой, как будто правильный ответ на загадку временно «вынимается» автором из контекста и на определенное время «прячется». Задача детей – найти верный ответ, выдержав своего рода «интеллектуальный бой». Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко». Они помогают детям-дислаликам не только расширять лексический запас, развивать чувство ритма и языковое чутье, но и служат для развлечения и для развития памяти, воображения, слухового внимания и чувства юмора.

Игры-загадки «Подскажи словечко» можно вводить в занятия по коррекции нарушений звукопроизношения, развитию фонематических операций и слухового восприятия, по овладению навыками элементарного языкового анализа и синтеза, преодолению нарушений слоговой структуры слов. В ходе выполнения занятий пополняется словарный запас и формируется грамматический строй речи. Рассмотрим некоторые приемы работы.

Загадки «Подскажи словечко» широко используется на этапе автоматизации поставленных звуков в словах и фразах. Например, при дифференциации звуков [л] – [р] и [л’] – [р’] детям предлагаются такие тексты:

Дедушку зовут Лука,

У него болит... (рука).

Зреет на кустах малина,

Соберет ее... (Марина).

Для развития фонематического анализа детям предлагаются различные упражнения, позволяющие сознательно анализировать звуковой состав слов и выделять изучаемые звуки.

Задания разнообразны.

– Анализ слова, близких по звуковому составу:

Сел в машину верный пес,

У него в чернилах... (лапа, шея, нос).

– Выбор нужного слова из слов, близких по звуковому составу:

Вот печать на простыне

Зеленеет на окне...

Волейбольная висит...

Канарейка в ней сидит...

(Речевой материал: сетка, клетка, ветка, метка).

– Подбор рифмы к названиям предметов с заданным звуком:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (ушки).

(Речевой материал: ушки, лягушка, катушка, хрюшка, хлопушка, кукушка).

– Поиск слов, отличающихся одним звуком:

Сладко спит в берлоге... мишка,

На столе с салатом... миска;

Я в походе… был,

В барабан я… бил.

– Самостоятельное придумывание рифмы:

В этой молодице прячутся девицы:

Каждая сестрица для меньшей – темница.

Красные щеки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые... (матрешки).

(Речевой материал: матрешка, кошка, лошка, ладошка, картошка, поварешка).

– Анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Какое другое слово должно стоять вместо него?

В лесу бежит от волка... чайка,

Парит над океаном... зайка.

– Анализ слов, начинающихся на разные звуки.

Лиса пробовала... суп,

Заболел у лисы... зуб.

– Синтез звука и слова (упражнение «Превращалки»).

Если слово к букве «у»

Присоединяется,

Слово новое, другое

Сразу получается.

Буква «у» отметку «кол»

Переделает в ... «укол».

А когда я строил дачу,

Принесла мне «у» ... удачу,

И теперь поселок «Дачный»

Называется ... «Удачный». (И. Лопухина).

– Анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (Упражнение «Найди ошибку»).

Увидел я в клетке рысь,

Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»

На столе – большая пышка,

В норку тащит ее мОшка.

Стоит избушка у воды,

А из трубы струится дОм.

– Нахождение в загадках-обманках слова, которое не подходит по смыслу. (Найдите такое слово. Какое слово должно стоять вместо него?)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать ... (свинья).

На заборе поутру

Кукарекал ... (петух).

Такие игры-загадки заставляют детей сосредоточить внимание на восприятии содержания стихотворного текста, а не механическом их повторении. Они развивают словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.

При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом.

Детям дается задание: «Отгадайте загадки, а отгадки найдите на карточках». Карточки выглядят так: на листе двойного картона наклеены картинки, под ними – прорези. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают слоговые схемы в виде прерывистых линий. Например, читается загадка:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ... (Карандаш).

На карточке – изображение карандаша, дети проговаривают слово по слогам, выделяют ударный («зовут» его) и в прорези под картинкой рисуют схему. Такие карточки можно использовать и для звукового анализа слов, отбирая кружочками или раскрашивая их в определенные цвета. Гласный звук обозначаем красным кружочком, твердый согласный – синим кружочком, мягкий согласный – зеленым.

Умение определять звуковой состав и структуру слогов в словах является важной предпосылкой обучения дошкольников чтению и письму. В качестве физминуток в течение занятий детям также можно предложить загадки «Подскажи словечко». Дошкольникам с нарушением речи свойственна плохая координация движений, они не умеют согласовывать свои действия с инструкциями, с текстом стихотворений. Имитационные же упражнения стимулируют их речевое и физическое развитие.

После отгадывания загадки «Подскажи словечко» воспитанники точнее определяют высказывания, выделяют его главную мысль, быстрее и точнее согласовывают свои движения с текстом загадки.

Загадки «Подскажи словечко», как и обычные загадки, можно вставлять в повторяющиеся изо дня в день режимные моменты, что делает последние более привлекательными для детей. Воспитанники легко запоминают названия одежды, игрушек, времена года и характерные явления родной природы. Сочетания «фонетических» и «фонематических» заданий с «лексическо-грамматическими» является весьма эффективным. Логопед и воспитатели имеют возможность не только устранить недочеты фонетико-фонематического развития детей, но и восполнить пробелы в развитии их словаря для формирования грамматически правильной, связной речи.

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 320 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz