Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.05.2024
18:50
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Янголь О.Н. Работа с текстом с позиций программы формирования УУД
25.04.2019, 21:49

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

РАБОТА С ТЕКСТОМ С ПОЗИЦИЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Янголь О.Н.

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования – достижения нового современного качества российского образования, утвержденного в Федеральных государственных образовательных стандартах. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов нового поколения, обеспечивает переход от определения цели школьного обучения как условия знаний, умений, навыков к определению цели учения как умения учиться. Переход изолированного от жизни изучения системы научных понятий, которые составляют содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач. То есть происходит переход от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса содержания и порождения смыслов. От стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования. От индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. Одной из составляющих познавательных универсальных учебных действий являются общеучебные универсальные действия.

Общеучебные универсальные действия формируют смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели. По праву навык чтения считается основой всего последующего образования. Полноценное чтение – трудный и многосторонний процесс, который предполагает решение следующих познавательных и коммуникативных вопросов: понимание, самоконтроль, поиск конкретной информации, комментирование текста и др. Основой формирования коммуникативной компетентности является умение читать и понимать то, что прочитал.

Чтение как вид речевой деятельности обладает определенными функциями. Познавательная функция – чтобы знать, регулятивная – чтобы уметь, ценностно-ориентировочная – чтобы эмоционально наслаждаться. Поэтому коммуникативной задачей в этом случае надо считать то, с какой целью используется информация, которая была извлечена из текста.

При этом реализуются различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое (просмотровое), выразительное. Этими видами и типами чтения учащиеся должны овладеть. Ознакомительное чтение – выделение основного содержания текста, извлечение основной информации. Цель изучающего чтения – извлечение полной и точной информации для последующей интерпретации содержания, сравнение разных мнений по теме, а также разных источников информации. Оно направлено на постановку цели чтения, сочетая ее с важными в этот момент сведения. Например, находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Поисковое (просмотровое чтение) направлено на нахождение конкретной информации или конкретного факта. С его помощью учащиеся могут отыскивать предложение, содержащее главную мысль произведения.

Работа с текстом идет и на уроках русского языка. Так при изучении темы «Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде» дается текст: «Началось строительство детского сада. С раннего утра до позднего вечера кипела работа. Из соседнего села на стройку приехали ребята. Они привезли саженцы для фруктового сада». И предлагаются задания на поиск конкретных фактов: · Найдите имена прилагательные в Р.п., выделите окончания. · Назовите орфограммы, которые встретились при написании текста. · Найдите два глагола с одинаковыми приставками, два однокоренных существительных, два прилагательных с противоположным значением, существительное, которое употреблено в разных значениях (сад – омонимы).

На начальной стадии знакомства с новым дидактическим или художественным текстом обязательным приемом является так называемое «чтение для себя»: глазами или очень тихим голосом, шепотом. Близко к «чтению для себя» жужжащее чтение – негромкое чтение каждого ученика в классе. Такое чтение дает ученику право на ошибку, на непонимание каких-то слов. Дает возможность составить первое представление о тексте, проартикулировать его, подготовиться к выразительному чтению.

В современных условиях стремительно развивающегося общества необходимо создание и утверждение новой «модели чтения» как комплекса характеристик чтения. Коллективно-распределительная деятельность позволяет на уроке строить любой диалог по поводу прочитанного произведения, открывать способы работы с текстами разных жанров и способы чтения-осмысления. Учащиеся приобретают первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Под руководством действительного члена РАО Г.Г. Граник была разработана технология обучения работе с книгой, создана модель «идеального читателя» [1]. Г.Г. Граник выделяет в работе с текстом три этапа. 1-й этап – работа читателя до чтения текста. 1-й этап – работа во время чтения. 3-й этап – работа после прочтения. Определенные приемы используются в ходе каждого этапа. Основа 1-го этапа – заголовок, он дает начало диалогу с текстом и организует работу в дальнейшем. Основа 2-го этапа – диалог читателя с текстом, здесь особенно важную роль играет вопрос. Во время чтения должны возникать вопросы к тексту и предположения о том, что будет происходить дальше. А, читая дальше, можно проверить совпадение предположений. 3-й этап – итог понимания и начало произвольного запоминания, когда можно составлять план, делать пересказ – сплошной и краткий.

Важен 1-й этап при знакомстве с текстом – восприятие, когда аккумулируются эмоциональные, «переживательные» доминанты. Он сопровождается эмоциями, переживаниями, вопросами детей, недоумением. Вопросы детей являются началом диалога между автором и читателем по осознанию основного смысла. Это этап предпонимания или первоначального самоопределения в тексте [2]. На данном этапе используют прием знакомства с автором и названием его произведения, его жанром. Можно использовать прогнозирование по заголовку или иллюстрациям, а также ключевым словам, выразительное чтение учителем или «медленное», «пошаговое» чтение учащимися, чтение с комментированием, попутно формулируя вопросы или систему вопросов, при чтении выделять в тексте непонятные места или слова. По ходу чтения проводить обмен мнения, делать намеренные остановки в чтении, делать прогноз возможного продолжения сюжета и реконструкцию отсутствующих частей.

2-й этап – разбор текста, логическое продолжение знакомства, он включает в себя и анализ произведения, и его интерпретацию. Учитель вместе с учащимися формулирует основные познавательные задачи урока. С этого момента начинается анализ. Ставят задачи: определить жанр произведения и характеристику его персонажей; раскрыть нравственную идею произведения; понять, о чем хотел сказать автор; освоить художественные приемы создания текста и другие. Творческий диалог читателей с автором – основной метод работы на этом этапе, другой прием – моделирование деятельности для решения задачи и создания образа персонажа, действия ученика могут быть связаны с построением модели. Так, при изучении рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка» ребята строят модель, указывая интересы ребят. Что любит Дениска? А Мишка – целый мир, целый продуктовый магазин?

На основании построенной модели учащимся легко охарактеризовать героев произведения. При построении цепочек-взаимосвязей мысли словно нанизываются одна на другую. Так, при изучении экологическо-познавательной сказки В. Бианки «Сова» дети выстраивают цепочку: сова-мыши-шмели-клевер-корова-молоко-чай, а при объяснении каждого звена делают вывод о связи между совой и чаем: в природе все взаимосвязано.

Подобные подходы к художественному тексту меняет мотивацию читательской деятельности ребенка: он читает, чтобы разобраться в прочитанном, а не ради самого процесса чтения; у него появляется желание пережить радость от постижения авторских идей и загадок. Правильность, беглость чтения в этом случае становится средством достижения новой и увлекательной для него цели. И это ведет к автоматизации процесса чтения.

Использованная литература:

1. Граник Г.Г. и др. Как учить работать с книгой [Текст]. М.: 1995. – 256.

2. Кудина Г.Н. Диагностика читательской деятельности [Текст]. – М., 1996. – 118.

3. Матвеева Е.И. Литературное чтение (1-4 классы): учим младших школьников понимать художественный текст: методические разработки занятий – М.: 2006. – 288.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 277 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz