ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 10, 2019
ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Яшина Л.У., Губиева К.О.
Общеизвестно, что основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, выступая как эффективное средство формирования его личности, морально-волевых качеств. В игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируются произвольное поведение, мотивация и многое другое. В игре ребенок действует в русле своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности.
Еще более эффективно воспитательный смысл игры выявляется, если она используется в ходе театрализованного занятия. Здесь существенными выступают два вида социализации ребенка. Первое – его поведение в коллективе, ибо театральные занятий в большой мере – коллективное действо. Дети все вместе работают над сценической речью, приобретают навыки нужных сценических движений, осуществляют анализ их выполнения разными участниками. В ходе репетиций им постоянно внушают, что театр – результат всеобщих усилий, и чтобы показ спектакля получился успешным, надо непременно постараться всем вместе. Постепенно дети проникаются этим условием, проверяют его на практике. Поэтому нередко в ходе репетиций сами участники говорят друг другу: «Мы же должны все исполнить хорошо, поэтому надо стараться все делать правильно каждому из нас».
Второй вид социализации – контакт ребенка с партнерами по выступлению. Ведь ребенок, входя в образ персонажа, смотрит на себя через роль, которую он на себя взял, – эмоционально сопоставляет себя с другими исполнителями, с партнерами по сцене. Без заведомой настроенности на нужный контакт, требуемый по роли, осуществить согласованные действия на сцене становится очень трудно. Поэтому приходится искать компромиссы, подсказывать способы правильных диалогов и совместный действий.
В театрализованной игре ребенок, исполняя определенную роль, примеривает на себя и образец поведения, содержащийся в ней. Приобретаемые при этом умения взаимодействия с другими юными актерами становятся одновременно эталоном, с которым ребенок сам сравнивает свое поведение, контролирует его. Значит, малыш в ходе театрализованных действий выполняет одновременно две функции. С одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение. Ролевое поведение в театрализованной игре является многоплановым сложным сочетанием: образца действия и сравнения с образцом, контроля. Таким образом, при выполнении роли имеется своеобразное раздвоение сознания – рефлексия. Конечно, это еще несознательный контроль. Вся игра в театрализации находится во власти привлекательности и окрашена положительным отношением к ней, но здесь присутствуют все основные компоненты произвольного поведения. Конечно, функция контроля еще очень слаба и часто требует поддержки со стороны взрослого руководителя и коллег по сценическому действу. Но сама суть театрализованной игры как раз и состоит в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому театрализованную игру можно считать важной школой произвольного поведения и приобретения нужного социального опыта.
Основным содержанием ролей являются нормы поведения, существующие среди взрослых людей, значит, в игре ребенок словно переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих взаимоотношений. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка. В этом отношении значение театрализованной игры едва ли может быть переоценено: она является школой морали не только в представлении, но также в действии.
Театрализованные занятия имеют значение не только для формирования дружного детского коллектива и успешного взаимодействия с друзьями, но также для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются в своем основании на то влияние, которое игра вообще оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Знаменитый отечественный психолог Л.С. Выготский указывал, что игра «представляет собой школу произвольности, воли и морали». Это подтверждает то, что важнейшая сторона игры связана с проблемой овладения ребенком собственным поведением. В театрализованных занятиях непременно возникает процесс подчинения ребенка определенным правилам, например, генетическая связь привычных игр раннего детства и игр с правилами, которые возникают в уже старшем дошкольном возрасте, сочетаются с требованиями театрализованных занятий – дисциплинарными, многократными повторениями одних и тех же текстов, эпизодов чередования напряжения с релаксацией и т.д. Такие занятия характеризуются тем, что в них детям ставятся серьезные задания, которые выполняются в процессе специальных игр, исполнения ролей, «погружения» в воображаемые ситуации. Это обычно подается в увлекательной форме, но, вместе с тем, требует от детей тщательности исполнения и определенных волевых усилий, вызывающих чувство усталости.
Театрализованная игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает заметные трансформации. По мере овладения детьми практики театральных умений различают такие ее разновидности, как простейшие игры-тренинги, направленные на «разогрев» дыхательного и голосового аппаратов, дикционные и моторно-двигательные упражнения. К высшим достижениям детей дошкольного возраста относятся постановочная сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра, игра-драматизация. Конечно, в любой театрализованной игре заключены определенные правила, которые вытекают из взятой на себя ребенком роли. Например, как должны вести себя добрая мама или злые разбойники, потерпевшие кораблекрушение. Кроме того, это – игра, обусловленная общей воображаемой ситуацией, динамикой ее развития и планируемой развязкой. Работа над ролями и их исполнение готовят таким образом появление социальных поведенческих навыков, переходной рубежной формы на пути к подготовке детей к сознательному обучению в школе.
Значение театральных занятий и, в частности, театрализованной игры для психического развития ребенка дошкольного возраста велико. Крупный исследователь детской игровой деятельности Д.Б. Эльконин подчеркивал: значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания».
Проблема руководства взрослого театральной работой детей-дошкольников смыкается с очень важной проблемой – осуществления особой миссии разноплановых игр в формировании социализации ребенка, облегчения его вхождения сначала в предстоящий мир школьных требований, а затем в мир взрослых. Однако ранее существовавшее ошибочное представление о «дошкольном» возрасте как о пустом, «предварительном», «ненастоящем», который нужно переждать, пока ребенок «дозреет» до школы, в наши дни сменилось другим, но также неверным. Новая модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребенка, которые не могут быть впоследствии скомпенсированы обучением. В этом направлении влияние театральных занятий на социализацию дошкольника трудно переоценить. Театральные игры – есть живая, увлекательная и полезная деятельность, которая достойна занять свое существенное место в повседневной работе педагога ДОУ.
В качестве примера для театральной постановки в детском саду приведем инсценировку отрывка из популярной сказки писателя В. Сутеева «Мешок яблок», которая близка для понимания детям и хорошо им знакома.
Действующие лица: ведущий, заяц, зайчиха, зайчата, яблоня, ворона, медведь.
Домик зайцев. Заяц, зайчиха, зайчата.
З а й ч и х а. Ну что, дружок сердечный, чем будем детишек кормить? Ни капусты, ни морковки, ничего из запасов у нас не осталось! (Зайчата стучат ложками).
З а я ц (разводит руками, чешет затылок). Делать нечего, пойду, может что-нибудь, найду.
Берет мешок, ходит по сцене, зайчих и зайчата уходят.
В е д у щ и й. Ходит заинька по лесу, но, как видно, опоздал.
Кто-то раньше здесь до зайки все поляны обобрал.
З а я ц. Как же мне с пустым мешком возвращаться домой? Дома зайчиха с зайчатами ждет! (Печально поет). Плохо детям без отца, будут плакать без конца.
Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок,
Все по лавкам скок-поскок.
У меня четыре сыночка и лапочка дочка.
В е д у щ и й. И пошел наш Заяц дальше в лес. И вдруг посреди поляны увидел яблоню. А яблок на ней и под ней видимо-невидимо. (Выходит яблоня).
З а я ц. Вот удача! Не зря я целый день по лесу бродил. Наберу румяных яблок, принесу домой семье. (Поет весело). Ах, гостинцы хороши! Будут рады малыши.
Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок,
Все по лавкам скок-поскок.
У меня четыре сыночка и лапочка дочка. (Собирает яблоки в мешок).
В о р о н а (влетает). Кар! Кар! Кар! Безобразие! Каждый будет приходить, ни одного яблочка не останется!
З а я ц. Напрасно каркаешь! Посмотри, сколько яблок. Всем достанется. А у меня дома зайчата голодные сидят. (Поет песню). Все зайчата папу ждут, всех по-разному зовут:
Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок,
Все по лавкам скок-поскок.
У меня четыре сыночка и лапочка дочка.
В о р о н а. Безобразие! Ужас! Караул! Смотри, косой, как бы твои зайчата не лопнули. (Заяц бросает в ворону яблоком). Я тебе припомню! (Яблоня уходит).
В е д у щ и й. Набрал наш Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый, не поднять. Потащил он его волоком по лесной тропинке. И вдруг уткнулся во что-то мягкое.
З а я ц. Ой! Ну, что такое, честное слово! Ой! (Повернулся и увидел медведя).
М е д в е д ь. Что испугался, дурашка! Не бойся, не трону. Ну, показывай, что там у тебя в мешке?
З а я ц. Вот яблоки… угощайся, дядя Миша. (Подает Медведю яблоки).
|