Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
20:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Яшина Л.У., Губиева К.О. Влияние театрализованных занятий на социальное развитие дошкольника
05.09.2019, 10:58

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 10, 2019

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ

НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Яшина Л.У., Губиева К.О.

Общеизвестно, что основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, выступая как эффективное средство формирования его личности, морально-волевых качеств. В игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируются произвольное поведение, мотивация и многое другое. В игре ребенок действует в русле своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности.

Еще более эффективно воспитательный смысл игры выявляется, если она используется в ходе театрализованного занятия. Здесь существенными выступают два вида социализации ребенка. Первое – его поведение в коллективе, ибо театральные занятий в большой мере – коллективное действо. Дети все вместе работают над сценической речью, приобретают навыки нужных сценических движений, осуществляют анализ их выполнения разными участниками. В ходе репетиций им постоянно внушают, что театр – результат всеобщих усилий, и чтобы показ спектакля получился успешным, надо непременно постараться всем вместе. Постепенно дети проникаются этим условием, проверяют его на практике. Поэтому нередко в ходе репетиций сами участники говорят друг другу: «Мы же должны все исполнить хорошо, поэтому надо стараться все делать правильно каждому из нас».

Второй вид социализации – контакт ребенка с партнерами по выступлению. Ведь ребенок, входя в образ персонажа, смотрит на себя через роль, которую он на себя взял, – эмоционально сопоставляет себя с другими исполнителями, с партнерами по сцене. Без заведомой настроенности на нужный контакт, требуемый по роли, осуществить согласованные действия на сцене становится очень трудно. Поэтому приходится искать компромиссы, подсказывать способы правильных диалогов и совместный действий.

В театрализованной игре ребенок, исполняя определенную роль, примеривает на себя и образец поведения, содержащийся в ней. Приобретаемые при этом умения взаимодействия с другими юными актерами становятся одновременно эталоном, с которым ребенок сам сравнивает свое поведение, контролирует его. Значит, малыш в ходе театрализованных действий выполняет одновременно две функции. С одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение. Ролевое поведение в театрализованной игре является многоплановым сложным сочетанием: образца действия и сравнения с образцом, контроля. Таким образом, при выполнении роли имеется своеобразное раздвоение сознания – рефлексия. Конечно, это еще несознательный контроль. Вся игра в театрализации находится во власти привлекательности и окрашена положительным отношением к ней, но здесь присутствуют все основные компоненты произвольного поведения. Конечно, функция контроля еще очень слаба и часто требует поддержки со стороны взрослого руководителя и коллег по сценическому действу. Но сама суть театрализованной игры как раз и состоит в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому театрализованную игру можно считать важной школой произвольного поведения и приобретения нужного социального опыта.

Основным содержанием ролей являются нормы поведения, существующие среди взрослых людей, значит, в игре ребенок словно переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих взаимоотношений. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка. В этом отношении значение театрализованной игры едва ли может быть переоценено: она является школой морали не только в представлении, но также в действии.

Театрализованные занятия имеют значение не только для формирования дружного детского коллектива и успешного взаимодействия с друзьями, но также для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются в своем основании на то влияние, которое игра вообще оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Знаменитый отечественный психолог Л.С. Выготский указывал, что игра «представляет собой школу произвольности, воли и морали». Это подтверждает то, что важнейшая сторона игры связана с проблемой овладения ребенком собственным поведением. В театрализованных занятиях непременно возникает процесс подчинения ребенка определенным правилам, например, генетическая связь привычных игр раннего детства и игр с правилами, которые возникают в уже старшем дошкольном возрасте, сочетаются с требованиями театрализованных занятий – дисциплинарными, многократными повторениями одних и тех же текстов, эпизодов чередования напряжения с релаксацией и т.д. Такие занятия характеризуются тем, что в них детям ставятся серьезные задания, которые выполняются в процессе специальных игр, исполнения ролей, «погружения» в воображаемые ситуации. Это обычно подается в увлекательной форме, но, вместе с тем, требует от детей тщательности исполнения и определенных волевых усилий, вызывающих чувство усталости.

Театрализованная игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает заметные трансформации. По мере овладения детьми практики театральных умений различают такие ее разновидности, как простейшие игры-тренинги, направленные на «разогрев» дыхательного и голосового аппаратов, дикционные и моторно-двигательные упражнения. К высшим достижениям детей дошкольного возраста относятся постановочная сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра, игра-драматизация. Конечно, в любой театрализованной игре заключены определенные правила, которые вытекают из взятой на себя ребенком роли. Например, как должны вести себя добрая мама или злые разбойники, потерпевшие кораблекрушение. Кроме того, это – игра, обусловленная общей воображаемой ситуацией, динамикой ее развития и планируемой развязкой. Работа над ролями и их исполнение готовят таким образом появление социальных поведенческих навыков, переходной рубежной формы на пути к подготовке детей к сознательному обучению в школе.

Значение театральных занятий и, в частности, театрализованной игры для психического развития ребенка дошкольного возраста велико. Крупный исследователь детской игровой деятельности Д.Б. Эльконин подчеркивал: значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания».

Проблема руководства взрослого театральной работой детей-дошкольников смыкается с очень важной проблемой – осуществления особой миссии разноплановых игр в формировании социализации ребенка, облегчения его вхождения сначала в предстоящий мир школьных требований, а затем в мир взрослых. Однако ранее существовавшее ошибочное представление о «дошкольном» возрасте как о пустом, «предварительном», «ненастоящем», который нужно переждать, пока ребенок «дозреет» до школы, в наши дни сменилось другим, но также неверным. Новая модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребенка, которые не могут быть впоследствии скомпенсированы обучением. В этом направлении влияние театральных занятий на социализацию дошкольника трудно переоценить. Театральные игры – есть живая, увлекательная и полезная деятельность, которая достойна занять свое существенное место в повседневной работе педагога ДОУ.

В качестве примера для театральной постановки в детском саду приведем инсценировку отрывка из популярной сказки писателя В. Сутеева «Мешок яблок», которая близка для понимания детям и хорошо им знакома.

Действующие лица: ведущий, заяц, зайчиха, зайчата, яблоня, ворона, медведь.

Домик зайцев. Заяц, зайчиха, зайчата.

З а й ч и х а. Ну что, дружок сердечный, чем будем детишек кормить? Ни капусты, ни морковки, ничего из запасов у нас не осталось! (Зайчата стучат ложками).

З а я ц (разводит руками, чешет затылок). Делать нечего, пойду, может что-нибудь, найду.

Берет мешок, ходит по сцене, зайчих и зайчата уходят.

В е д у щ и й. Ходит заинька по лесу, но, как видно, опоздал.

Кто-то раньше здесь до зайки все поляны обобрал.

З а я ц. Как же мне с пустым мешком возвращаться домой? Дома зайчиха с зайчатами ждет! (Печально поет). Плохо детям без отца, будут плакать без конца.

Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок,

Все по лавкам скок-поскок.

У меня четыре сыночка и лапочка дочка.

В е д у щ и й. И пошел наш Заяц дальше в лес. И вдруг посреди поляны увидел яблоню. А яблок на ней и под ней видимо-невидимо. (Выходит яблоня).

З а я ц. Вот удача! Не зря я целый день по лесу бродил. Наберу румяных яблок, принесу домой семье. (Поет весело). Ах, гостинцы хороши! Будут рады малыши.

Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок,

Все по лавкам скок-поскок.

У меня четыре сыночка и лапочка дочка. (Собирает яблоки в мешок).

В о р о н а (влетает). Кар! Кар! Кар! Безобразие! Каждый будет приходить, ни одного яблочка не останется!

З а я ц. Напрасно каркаешь! Посмотри, сколько яблок. Всем достанется. А у меня дома зайчата голодные сидят. (Поет песню). Все зайчата папу ждут, всех по-разному зовут:

Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок,

Все по лавкам скок-поскок.

У меня четыре сыночка и лапочка дочка.

В о р о н а. Безобразие! Ужас! Караул! Смотри, косой, как бы твои зайчата не лопнули. (Заяц бросает в ворону яблоком). Я тебе припомню! (Яблоня уходит).

В е д у щ и й. Набрал наш Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый, не поднять. Потащил он его волоком по лесной тропинке. И вдруг уткнулся во что-то мягкое.

З а я ц. Ой! Ну, что такое, честное слово! Ой! (Повернулся и увидел медведя).

М е д в е д ь. Что испугался, дурашка! Не бойся, не трону. Ну, показывай, что там у тебя в мешке?

З а я ц. Вот яблоки… угощайся, дядя Миша. (Подает Медведю яблоки).

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 248 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz