Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.05.2024
23:17
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Кашапова Т.Р. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения. Урок литературы в 5 классе
26.04.2019, 20:44

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА. ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС СТИХОТВОРЕНИЯ

урок литературы в 5 классе

Кашапова Т.Р.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель урока:

1. Рассмотреть историческую основу стихотворения.

2. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свое Отечество; воспитывать уважение к великому прошлому России, гордость за свой русский народ.

Оборудование: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», рисунки учащихся, портреты героев-военачальников, репродукции о войне 1812 года; компьютер, интерактивная доска; план-задание, костюмы для инсценировки.

Использование ИКТ: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», видеоматериалы, подготовленные старшеклассниками, мультимедийная презентация; компьютер, интерактивная доска.

План урока:

I. Вступительное слово учителя (целеполагание) (2 минуты).

II. Погружение в историю через рисунки, репродукции, через фильм (4 минуты).

III. Инсценировка по произведению «Бородино» (2 минуты).

IV. Работа в группах (7 +8=15 минут).

V. Метапредметное задание (2 минуты).

VI. Итоги работы (рефлексия) (2 минуты).

VII. Чтение стихотворения старшеклассниками (видеоролик) (2 минуты).

VIII. Домашнее задание (1-2 минуты).

Х О Д У Р О К А

I. Вступительное слово учителя

У ч и т е л ь. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова, изучать его стихотворение «Бородино». Тема урока звучит так: «Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения». Как вы понимаете тему урока? Значения всех ли слов вам понятны? (Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству и своему народу. Патриот – человек, проникнутый патриотизмом. Пафос – воодушевленный, подъем, энтузиазм. Опережающее индивидуальное задание: работа по толковым словарям).

Целеполагание

– Какие цели каждый из вас ставит сегодня на уроке?

– Что вы ожидаете получить для себя от этого урока?

II. «Погружение» в историю

– Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок-путешествие. Мы с вами отправимся в XIX век. Как вы себе представляете это время? (Дома, дворцы, красивые дамы, кавалеры, фонари на улицах, балы). Совершенно верно. Какое трагическое для нашей страны событие произошло в XIX веке? (Отечественная война 1812 года). Наши временные рамки сузим до этого периода. Теперь отправимся в путешествие, это позволят нам сделать ваши рисунки, репродукции, фрагмент Бородинского сражения из фильма «Война и мир».

Внимательно посмотрите этот фрагмент, обратите внимание на лица героев, на одежду, на военное снаряжение. (Учащиеся должны уметь использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет). Вопросы после просмотра:

– Какие новые ощущения вы испытали?

– Какие чувства вас переполняют?

– Возможно, кто-то желает поделиться своими мыслями? (Обсуждение)

III. Инсценировка

У ч и т е л ь. Вернуться к сюжету стихотворения «Бородино» нам поможет инсценировка фрагмента этого произведения. (Опережающее задание для работы во временных творческих группах: инсценировка фрагмента произведения. Старый солдат – Калдыбаев Илияз, молодой солдат – Алиев Али). (Просмотр сценки, оценка учащихся)

IV. Работа в группах. (Работа выполняется под «Реквием» В.-А. Моцарта).

I группа – творческая. На учащихся галстуки зеленого цвета. Командир группы – Наточий Валерия.

Цель группы: опираясь на текст стихотворения «Бородино», на ключевые слова, на схему в тетрадях, создать образ старого воина. Связать образ с темой урока. Схема: речь героя – ; внешний вид солдата – ; настроение – ; Отношение к происходящему – . (Характеристика солдата: скромный, в нем есть гордость за воинское братство, готовность сложить голову на поле брани, мужество, смелость). Вывод: старый солдат – патриот своей страны, тяжело переживает случившиеся события, гордится прошлым своего Отечества. Через патриотизм простого русского солдата мы ощущаем патриотический пафос произведения. Вопросы к группе.

II группа – теоретики. На учащихся – галстуки синего цвета. Командир группы – Муйдинова Шахноза.

Цель группы: схематично (знаково) представить образ главного героя; показать, через какие признаки определили характер героя. Связать с темой урока.

речь Молодой солдат

поступки

 

 

воспоминания

Главный герой с сослуживцами

отношение к другим участникам

Один участник группы представляет схему на интерактивной доске.

Вывод: схема помогает представить взаимоотношение героя с другими участниками событий, глубже охарактеризовать персонаж, увидеть в характере старого солдата патриотические чувства.

Физминутка

III группа – историки. На учащихся галстуки желтого цвета. Командир группы – Алиев Али.

Цель группы: опираясь на текст, доказать, что данное произведение отражает реально произошедшие события, подобрать цитаты для подтверждения своих мыслей. Можно все представить схематично (знаково). Связать с темой урока. (Учащиеся должны уметь создавать и использовать сообщения; избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации).

Ответ ученика: Географические названия («Умремте же под Москвой», «И клятву верности сдержали \ Мы в Бородинский бой»).

Присутствие воюющих сторон: («Французы двинулись, как тучи», «Чужие изорвать мундиры \ О русские штыки»

Устаревшие слова («Пора добраться до картечи», «Но тих был наш бивак открытый», «Кто кивер чистил весь избитый»)

Москва

Бородино

Историческое событие французское войско

русское войско

Вывод: реальные географические названия (Москва, Бородино), присутствие русских и французских солдат, устаревшие слова (драгун, улан, кивер, картечь) помогают нам понять, что события имели место быть и отражали баталию 1812 года.

Вопрос Калдыбаева Илияза к одному из членов группы.

– Является ли старый воин историческим лицом? (Обсуждение).

IV группа – литературоведы. Учащиеся в красных галстуках. Командир группы – Калдыбаев Илияз.

Цель группы: выписать из стихотворения «Бородино» эмоционально-выразительные средства, заполнить таблицу. Ответить на вопрос: «Какую роль эти слова играют в тексте?» Связать с темой урока.

Эмоционально-выразительные средства

Примеры

Сравнения (стр. 153)

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась – как наши груди (показывают грандиозность события, его тяжесть).

Метафора (стр.153)

Звучал булат; картечь визжала; и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой; гора кровавых тел (делает текст ярче, выразительнее, создают звуковое ощущение, ужасающее количество жертв).

Глаголы движения.

Двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали (помогают передать быстроту, стремительность происходящего, динамичность, напряженность боевых действий).

Вывод: все эти слова ярче, образнее помогают представить события тех лет.

Самоанализ. Оценка работы в группах.

Каждый командир оценивает работу группы.

V. Метапредметное задание. Обращение к ученикам

У ч и т е л ь. Ребята, мы увидели отношение старого солдата к военным событиям. Как вы думаете, что бы обо всем этом сказал старый солдат французской армии? (Война приносит страдания, война это плохо, войн не должно быть).

VI. Итоги урока. Рефлексия

– Реализованы ли цели, поставленные вами в начале урока?

– Что вам дал этот урок?

– С каким чувством уйдете с урока? (Обсуждение).

VII. Чтение авторского стихотворения «Бородино» ученицы гуманитарного класса Тригубенко Дарьи.

Читает ученик 11б класса Кеня Евгений на фоне подготовленной им аудиозаписи. (Учащиеся должны уметь воспринимать информацию, представленную с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; обсуждение).

VIII. Домашнее задание. Подготовить электронную презентацию (2-4 слайда) к стихотворению «Бородино», подобрать к иллюстрациям цитаты из теста. (Учащиеся должны уметь находить информацию в различных источниках, в том числе сети Интернет).

IX. Самооценка деятельности на уроке. При помощи цветных квадратиков каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке.

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 310 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz