ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА. ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС СТИХОТВОРЕНИЯ
урок литературы в 5 классе
Кашапова Т.Р.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока:
1. Рассмотреть историческую основу стихотворения.
2. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свое Отечество; воспитывать уважение к великому прошлому России, гордость за свой русский народ.
Оборудование: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», рисунки учащихся, портреты героев-военачальников, репродукции о войне 1812 года; компьютер, интерактивная доска; план-задание, костюмы для инсценировки.
Использование ИКТ: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», видеоматериалы, подготовленные старшеклассниками, мультимедийная презентация; компьютер, интерактивная доска.
План урока:
I. Вступительное слово учителя (целеполагание) (2 минуты).
II. Погружение в историю через рисунки, репродукции, через фильм (4 минуты).
III. Инсценировка по произведению «Бородино» (2 минуты).
IV. Работа в группах (7 +8=15 минут).
V. Метапредметное задание (2 минуты).
VI. Итоги работы (рефлексия) (2 минуты).
VII. Чтение стихотворения старшеклассниками (видеоролик) (2 минуты).
VIII. Домашнее задание (1-2 минуты).
Х О Д У Р О К А
I. Вступительное слово учителя
У ч и т е л ь. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова, изучать его стихотворение «Бородино». Тема урока звучит так: «Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения». Как вы понимаете тему урока? Значения всех ли слов вам понятны? (Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству и своему народу. Патриот – человек, проникнутый патриотизмом. Пафос – воодушевленный, подъем, энтузиазм. Опережающее индивидуальное задание: работа по толковым словарям).
Целеполагание
– Какие цели каждый из вас ставит сегодня на уроке?
– Что вы ожидаете получить для себя от этого урока?
II. «Погружение» в историю
– Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок-путешествие. Мы с вами отправимся в XIX век. Как вы себе представляете это время? (Дома, дворцы, красивые дамы, кавалеры, фонари на улицах, балы). Совершенно верно. Какое трагическое для нашей страны событие произошло в XIX веке? (Отечественная война 1812 года). Наши временные рамки сузим до этого периода. Теперь отправимся в путешествие, это позволят нам сделать ваши рисунки, репродукции, фрагмент Бородинского сражения из фильма «Война и мир».
Внимательно посмотрите этот фрагмент, обратите внимание на лица героев, на одежду, на военное снаряжение. (Учащиеся должны уметь использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет). Вопросы после просмотра:
– Какие новые ощущения вы испытали?
– Какие чувства вас переполняют?
– Возможно, кто-то желает поделиться своими мыслями? (Обсуждение)
III. Инсценировка
У ч и т е л ь. Вернуться к сюжету стихотворения «Бородино» нам поможет инсценировка фрагмента этого произведения. (Опережающее задание для работы во временных творческих группах: инсценировка фрагмента произведения. Старый солдат – Калдыбаев Илияз, молодой солдат – Алиев Али). (Просмотр сценки, оценка учащихся)
IV. Работа в группах. (Работа выполняется под «Реквием» В.-А. Моцарта).
I группа – творческая. На учащихся галстуки зеленого цвета. Командир группы – Наточий Валерия.
Цель группы: опираясь на текст стихотворения «Бородино», на ключевые слова, на схему в тетрадях, создать образ старого воина. Связать образ с темой урока. Схема: речь героя – ; внешний вид солдата – ; настроение – ; Отношение к происходящему – . (Характеристика солдата: скромный, в нем есть гордость за воинское братство, готовность сложить голову на поле брани, мужество, смелость). Вывод: старый солдат – патриот своей страны, тяжело переживает случившиеся события, гордится прошлым своего Отечества. Через патриотизм простого русского солдата мы ощущаем патриотический пафос произведения. Вопросы к группе.
II группа – теоретики. На учащихся – галстуки синего цвета. Командир группы – Муйдинова Шахноза.
Цель группы: схематично (знаково) представить образ главного героя; показать, через какие признаки определили характер героя. Связать с темой урока.
речь Молодой солдат
поступки
воспоминания
Главный герой с сослуживцами
отношение к другим участникам
Один участник группы представляет схему на интерактивной доске.
Вывод: схема помогает представить взаимоотношение героя с другими участниками событий, глубже охарактеризовать персонаж, увидеть в характере старого солдата патриотические чувства.
Физминутка
III группа – историки. На учащихся галстуки желтого цвета. Командир группы – Алиев Али.
Цель группы: опираясь на текст, доказать, что данное произведение отражает реально произошедшие события, подобрать цитаты для подтверждения своих мыслей. Можно все представить схематично (знаково). Связать с темой урока. (Учащиеся должны уметь создавать и использовать сообщения; избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации).
Ответ ученика: Географические названия («Умремте же под Москвой», «И клятву верности сдержали \ Мы в Бородинский бой»).
Присутствие воюющих сторон: («Французы двинулись, как тучи», «Чужие изорвать мундиры \ О русские штыки»
Устаревшие слова («Пора добраться до картечи», «Но тих был наш бивак открытый», «Кто кивер чистил весь избитый»)
Москва
Бородино
Историческое событие французское войско
русское войско
Вывод: реальные географические названия (Москва, Бородино), присутствие русских и французских солдат, устаревшие слова (драгун, улан, кивер, картечь) помогают нам понять, что события имели место быть и отражали баталию 1812 года.
Вопрос Калдыбаева Илияза к одному из членов группы.
– Является ли старый воин историческим лицом? (Обсуждение).
IV группа – литературоведы. Учащиеся в красных галстуках. Командир группы – Калдыбаев Илияз.
Цель группы: выписать из стихотворения «Бородино» эмоционально-выразительные средства, заполнить таблицу. Ответить на вопрос: «Какую роль эти слова играют в тексте?» Связать с темой урока.
Эмоционально-выразительные средства
|
Примеры
|
Сравнения (стр. 153)
|
Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась – как наши груди (показывают грандиозность события, его тяжесть).
|
Метафора (стр.153)
|
Звучал булат; картечь визжала; и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой; гора кровавых тел (делает текст ярче, выразительнее, создают звуковое ощущение, ужасающее количество жертв).
|
Глаголы движения.
|
Двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали (помогают передать быстроту, стремительность происходящего, динамичность, напряженность боевых действий).
|
Вывод: все эти слова ярче, образнее помогают представить события тех лет.
Самоанализ. Оценка работы в группах.
Каждый командир оценивает работу группы.
V. Метапредметное задание. Обращение к ученикам
У ч и т е л ь. Ребята, мы увидели отношение старого солдата к военным событиям. Как вы думаете, что бы обо всем этом сказал старый солдат французской армии? (Война приносит страдания, война – это плохо, войн не должно быть).
VI. Итоги урока. Рефлексия
– Реализованы ли цели, поставленные вами в начале урока?
– Что вам дал этот урок?
– С каким чувством уйдете с урока? (Обсуждение).
VII. Чтение авторского стихотворения «Бородино» ученицы гуманитарного класса Тригубенко Дарьи.
Читает ученик 11б класса Кеня Евгений на фоне подготовленной им аудиозаписи. (Учащиеся должны уметь воспринимать информацию, представленную с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; обсуждение).
VIII. Домашнее задание. Подготовить электронную презентацию (2-4 слайда) к стихотворению «Бородино», подобрать к иллюстрациям цитаты из теста. (Учащиеся должны уметь находить информацию в различных источниках, в том числе сети Интернет).
IX. Самооценка деятельности на уроке. При помощи цветных квадратиков каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке.
|