Главная
Регистрация
Вход
Пятница
10.05.2024
15:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Хайритдинова Ю.Н. Роль подвижных игр коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей
15.05.2019, 20:55

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Хайритдинова Ю.Н.

Движение – главное проявление жизни ребенка-дошкольника. Малая подвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке умственного развития. В условиях Крайнего Севера полную потребность детей в активных движениях обеспечить трудно, так как климатические условия нашего региона представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. Низкие температуры в осенне-зимний период ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования организма, что приводит к гиподинамии, «моторному голоду». В последнее время наблюдается тенденция на ухудшение состояния здоровья детей, проживающих в районе Крайнего Севера. Это вызывает озабоченность и тревогу.

Народная педагогика о детской игре народа ханты

В поиске новых эффективных средств по решению задач укрепления здоровья детей мое внимание привлек богатый опыт коренного населения Крайнего Севера, в частности народов ханты. Большинство исследователей, изучавших народную педагогику аборигенов Севера и Сибири, отмечают, что они создали уникальную систему воспитания личности, способной выдержать суровые условия жизни.

В данной системе четко прослеживается полоролевой подход к воспитанию детей. Современные авторы (Градусова Л.В., Кудрявцева Е.А., Репина Т.А. и др.) подчеркивают: женщину в девочке, как и мужчину в мальчике, следует формировать с малых лет, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного и физического воспитания. Иначе при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие выполнению семейной и общественной функции. И многовековой опыт коренных северян подтверждает мудрость данного подхода к воспитанию детей.

Основным средством физического развития и приобщения их к трудовой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства) у ханты являются подвижные игры. Подвижные игры способствуют умственному развитию детей, обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, физическому и психическому закаливанию. Большинство игр детей до 4 лет способствуют развитию навыков ходьбы, бега и других движений, они носят подражательный характер. С 3-4 лет дети получают от родителей лыжи, размеры которых соответствуют возрасту и росту детей. Охотно играют в прятки, зимой роют в снегу ходы и прячутся в них. Детей постарше (4-7 лет), следуя опыту народной педагогики, ханты готовят к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки помогают осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствуют осознанию особенностей своего пола. Суровые жизненные условия Севера, трудная промысловая деятельность требуют от народа ханты, чтоб уже с 6-7 лет у детей активно развивались важнейшие физические качества и специфические двигательные навыки. С этого возраста дети не только привлекаются к хозяйственной помощи родителям, но и ведется специальное обучение и воспитание мальчиков как будущих кормильцев семьи. В них стараются выработать мужественность, выносливость, трудолюбие, правдивость, преданность семье. Девочка – будущая хранительница очага, мать. В ней воспитывается хозяйственность, женственность, ловкость, быстрота, хороший глазомер. Детям сызмальства внушается, что в тайге нельзя быть никому обузой.

Игры этого возраста отличаются от тем, что содержат правила, разнообразные по своему содержанию и формам проведения. У ханты существует много специальных состязаний, где ребенок или взрослый должны показать находчивость, силу, ловкость, мужество и проявить стойкость в борьбе с соперником. В хантыйском фольклоре упоминаются состязания и военные игры князей, богатырей, рядовых воинов, «иноземных силачей» (представителей других народов). Иногда в состязаниях вместе с детьми принимают участие женщины и даже дедушки с бабушками.

Игры детей 10-14 лет чаще имели промысловую направленность, готовили к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствовали воспитанию физических и волевых качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем. У детей популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями. К 14-15 годам хантыйские подростки практически становились полноценными промысловиками, в связи с этим менялась роль народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений. Народные игры в этом возрасте служили своеобразной подготовкой к промысловому сезону, разрядкой после тяжелой, изнурительной работы в лесу, на реке.

Значение подвижных народных игр для физического развития детей

Народная игра постепенно укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях: зимние игры, игры в лесу, на воде и т. д. – ни с чем несравнимое средство закаливания и укрепления здоровья.

Чтобы составить более отчетливое представление об особенностях содержания народных игр и обеспечить их правильный выбор для каждого конкретного случая, соответственно конкретным воспитательным задачам, большое значение приобретает распределение народных игр на группы по определенным сходным признакам.

Я выбрала два вида классификации игр:

1) по направленности на развитие физических качеств;

2) по двигательному содержанию.

Классификация подвижных игр по направленности на развитие физических качеств. Формирование ловкости («Охотники»; «Метание шишек»; «Поиграем в ямки»; «Достань кольцо»; «Ледяные палочки»; «Скачки на одной ноге»). Формирование быстроты («Ловля оленей»; «Льдинки, ветер и мороз»; «Ручейки и озера»; «Оленьи упряжки»; «Волк и олени»; «Отбивка оленей»). Формирование выносливости («Прыжки через нарты»; «Бег в снегоступах»; «Прыжки на двух ногах»; «Перетягивание каната»; «Погоня за зверем»). Формирование силы («Выдра»; «Игра с диском»; «Борьба оленей»; «Кто дальше бросит чурбан»; «Переезд»).

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию. С ходьбой («Хейро»; «Медведь и ягодники»; «Важенка и оленята»). С бегом («Волк и олени»; «Каюр и собаки»; «Ловля оленей»; «Полярная сова и евражки»). С прыжками («Нарты-сани»; «Оленьи упряжки»; «Тройной прыжок»). С метанием («Олени и пастухи»; «Куропатки и охотники»; «Охота на волка»).

Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера

1. Игра народов коми «Стой, олень!» Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух, с палочкой становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются, пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Салить надо осторожно Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

2. Якутская игра «Стрельба в цель с кружением». Картонный диск диаметром 20-25 см вывешивается на стене или столбе. На 3-5 м от него ставится шест (или тумбочка), вокруг него играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, обежав шест (или тумбочку) большее число раз.

3. Игра «Тройной прыжок». На снегу проводится черта, играющие по очереди прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 300 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz