ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
РУССКАЯ ИЗБА
занятие по познавательному развитию в старшей группе
Марченко Н.И.
Цель:
– формировать представления о жизни и быте русского народа, о его традициях;
– закрепить знания о печи как о неотъемлемой принадлежности русской избы;
– продолжать учить детей отвечать полным предложением;
– развивать мыслительные способности путем разгадывания загадок;
– воспитывать умение чтить традиции посредством народных пословиц;
– пополнить словарный запас детей.
Задачи:
– познакомить детей с избой и русским бытом людей;
– прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Материалы и оборудование:
– иллюстрации избы, макет печи;
– домашняя утварь – кочерга, ухват, лопата для хлеба;
– аудиозапись русской народной мелодии, кукла в русском наряде;
– трафареты для аппликации;
– тесемки, для составления узоров на сарафане и рубахе;
– предметы быта.
Предварительная работа:
– оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения;
– беседа по темам «Без печи хата не хата», «Устройство печи», «Печная утварь»;
– чтение русских народных сказок;
– рассматривание иллюстраций с изображением русской печи;
– заучивание пословиц и поговорок;
– выпекание каравая, подготовка самовара с чаем.
Приемы:
– сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);
– рассматривание предметов быта, макета русской избы;
– рассказ, показ;
– аппликация.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Организационный момент
Детей встречает воспитатель в народном костюме.
Звучит русская народная мелодия.
В о с п и т а т е л ь. Здравствуйте, ребята! Милости просим! Обратите внимание, во что я нарядилась? (Ответы детей). Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси. Женщины, девушки наряжались в сарафаны. И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Каждый узор что-то обозначал. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: такие узоры означали – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги. Полоса означала – землю. Крестик – воду. Кружочек-солнышко – защиту. Цветы – символ богатства. Даже цвет имел свое значение: красный – благополучие, желтый – тепло и ласка, синий – радость, черный – богатство.
Самостоятельная работа детей
– Я предлагаю вам самим стать художниками по русской народной одежде и разукрасить ее с помощью аппликации.
Тихо звучит русская народная музыка. Дети делают аппликацию.
Аппликация «Укрась сарафан, рубаху». Детям раздаются трафареты народной одежды и элементы ее декорирования. Девочки украшают сарафан, мальчики – рубаху полосками, узорами.
Основная часть
– А сейчас я вас приглашаю в гости, в очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. (Дети садятся на лавочки).
– Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, узнаем, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. Раньше говорили «рубить избу» – строить, а строили ее топорами и без единого гвоздя. Все соседи помогали хозяину рубить избу. В такой избе было тепло и уютно.
– Давайте все вместе, вслух, произнесем эти необычные и новые для вас слова: «рубить избу» – значит, дом строить. (Совместный повтор слов). В избе всегда был «красный угол». «Красный угол» – самое почетное место в избе. В «красном углу» совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. «Красный угол» старались держать в чистоте и нарядно украшали. «Красный угол» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами. Украшали красивой посудой.
– Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь. Без печи изба не изба. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Печь занимала большую часть дома. На печке можно было спать, лежать, греться. В старину говорили: «Печь нам мать родная». А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам о русской печке.
– А вы какие сказки знаете о печке? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»).
Русской печки нет добрее
Всех накормит повкуснее,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
– На печи не только можно было спать и греться возле нее, а еще в ней готовили еду, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, лечили больных.
– Отгадайте загадку: кто в избе рогат? Чтобы из печи достать горячую еду, что ребята нужно для этого? (Ухват). Давайте попробуем вытащить ухватом из печи горячий чугунок. А эта лопата нужна для того, чтобы хлеб из печи доставать. А вот и хлебушек поспел, ароматный, душистый… Мы его достанем, положим на стол, пусть он отдохнет, остынет, а мы его потом попробуем.
– Ребята, есть много пословиц о хлебе, вспомните их. («Был бы хлеб, а каша будет». «Хлеб всему голова». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Покуда есть хлеб, да вода– все не беда». «Плох обед, коли хлеба нет»). А я вам свою скажу: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе».
– В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, скамейки для сиденья за столом. Теплый дух идет от печки, а в углу стоит сундук. Много он добра хранит!
– Ребята, а для чего нужен был сундук? (Хранить вещи). Ребята, посмотрите, а что на столе стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины – для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло. А это что? (Стиральная доска).
Обобщающая часть
– Ребята, отгадайте мои загадки про домашнюю утварь.
1. Три братца
Пошли на речку купаться.
Двое купаются,
А третий на берегу прохлаждается. (Ведра и коромысло).
2. Черный конь
Скачет в огонь. (Кочерга).
3. Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (Ухват).
4. Он – как круглая кастрюля,
Он – чумазый, не чистюля.
Где там в печке уголек,
Кашу сварит… (чугунок).
5. Сама не ест, а людей кормит. (Ложка).
– Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», – говорят русские люди. Вот и я вас приглашаю всех поиграть в русскую народную игру «Гори-гори ясно!»
Описание игры
Количество игроков – четное. Играющие выстраиваются парами друг за другом в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
– Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо, птички летят,
Колокольчики звенят:
Дин-дон, дин-дон, выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: «Раз-два, не воронь, а беги, как огонь! «Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, то есть «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
В о с п и т а т е л ь. Ой, и наигрались мы с вами.
Заключительная часть
– Ну, а теперь мне так хочется вас пригласить в гости и угостить вкусным хлебушком, да чайком из самовара. (Заранее испечен каравай, приготовлен самовар с чаем). Мы еще поводим русские хороводы, посмотрим, какими игрушками раньше играли дети. До свидания, гости дорогие!
Встреча заканчивается чаепитием.
В о с п и т а т е л ь (во время чаепития).
Вот он – хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
|