Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
19:55
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Марченко Н.И. Русская изба. Занятие по познавательному развитию в старшей группе
11.10.2019, 23:13

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

РУССКАЯ ИЗБА

занятие по познавательному развитию в старшей группе

Марченко Н.И.

Цель:

– формировать представления о жизни и быте русского народа, о его традициях;

– закрепить знания о печи как о неотъемлемой принадлежности русской избы;

– продолжать учить детей отвечать полным предложением;

– развивать мыслительные способности путем разгадывания загадок;

– воспитывать умение чтить традиции посредством народных пословиц;

– пополнить словарный запас детей.

Задачи:

– познакомить детей с избой и русским бытом людей;

– прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Материалы и оборудование:

– иллюстрации избы, макет печи;

– домашняя утварь – кочерга, ухват, лопата для хлеба;

– аудиозапись русской народной мелодии, кукла в русском наряде;

– трафареты для аппликации;

– тесемки, для составления узоров на сарафане и рубахе;

– предметы быта.

Предварительная работа:

– оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения;

– беседа по темам «Без печи хата не хата», «Устройство печи», «Печная утварь»;

– чтение русских народных сказок;

– рассматривание иллюстраций с изображением русской печи;

– заучивание пословиц и поговорок;

– выпекание каравая, подготовка самовара с чаем.

Приемы:

– сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);

– рассматривание предметов быта, макета русской избы;

– рассказ, показ;

– аппликация.

Х О Д З А Н Я Т И Я

Организационный момент

Детей встречает воспитатель в народном костюме.

Звучит русская народная мелодия.

В о с п и т а т е л ь. Здравствуйте, ребята! Милости просим! Обратите внимание, во что я нарядилась? (Ответы детей). Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси. Женщины, девушки наряжались в сарафаны. И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Каждый узор что-то обозначал. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: такие узоры означали – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги. Полоса означала – землю. Крестик – воду. Кружочек-солнышко – защиту. Цветы – символ богатства. Даже цвет имел свое значение: красный – благополучие, желтый – тепло и ласка, синий – радость, черный – богатство.

Самостоятельная работа детей

– Я предлагаю вам самим стать художниками по русской народной одежде и разукрасить ее с помощью аппликации.

Тихо звучит русская народная музыка. Дети делают аппликацию.

Аппликация «Укрась сарафан, рубаху». Детям раздаются трафареты народной одежды и элементы ее декорирования. Девочки украшают сарафан, мальчики – рубаху полосками, узорами.

Основная часть

– А сейчас я вас приглашаю в гости, в очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. (Дети садятся на лавочки).

– Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, узнаем, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. Раньше говорили «рубить избу» – строить, а строили ее топорами и без единого гвоздя. Все соседи помогали хозяину рубить избу. В такой избе было тепло и уютно.

– Давайте все вместе, вслух, произнесем эти необычные и новые для вас слова: «рубить избу» – значит, дом строить. (Совместный повтор слов). В избе всегда был «красный угол». «Красный угол» – самое почетное место в избе. В «красном углу» совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. «Красный угол» старались держать в чистоте и нарядно украшали. «Красный угол» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами. Украшали красивой посудой.

– Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь. Без печи изба не изба. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Печь занимала большую часть дома. На печке можно было спать, лежать, греться. В старину говорили: «Печь нам мать родная». А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам о русской печке.

– А вы какие сказки знаете о печке? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»).

Русской печки нет добрее

Всех накормит повкуснее,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

– На печи не только можно было спать и греться возле нее, а еще в ней готовили еду, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, лечили больных.

– Отгадайте загадку: кто в избе рогат? Чтобы из печи достать горячую еду, что ребята нужно для этого? (Ухват). Давайте попробуем вытащить ухватом из печи горячий чугунок. А эта лопата нужна для того, чтобы хлеб из печи доставать. А вот и хлебушек поспел, ароматный, душистый… Мы его достанем, положим на стол, пусть он отдохнет, остынет, а мы его потом попробуем.

– Ребята, есть много пословиц о хлебе, вспомните их. («Был бы хлеб, а каша будет». «Хлеб всему голова». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Покуда есть хлеб, да вода– все не беда». «Плох обед, коли хлеба нет»). А я вам свою скажу: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе».

– В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, скамейки для сиденья за столом. Теплый дух идет от печки, а в углу стоит сундук. Много он добра хранит!

– Ребята, а для чего нужен был сундук? (Хранить вещи). Ребята, посмотрите, а что на столе стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины – для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло. А это что? (Стиральная доска).

Обобщающая часть

– Ребята, отгадайте мои загадки про домашнюю утварь.

1. Три братца

Пошли на речку купаться.

Двое купаются,

А третий на берегу прохлаждается. (Ведра и коромысло).

2. Черный конь

Скачет в огонь. (Кочерга).

3. Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват).

4. Он – как круглая кастрюля,

Он – чумазый, не чистюля.

Где там в печке уголек,

Кашу сварит… (чугунок).

5. Сама не ест, а людей кормит. (Ложка).

– Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», – говорят русские люди. Вот и я вас приглашаю всех поиграть в русскую народную игру «Гори-гори ясно!»

Описание игры

Количество игроков – четное. Играющие выстраиваются парами друг за другом в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

– Гори-гори ясно, чтобы не погасло!

Глянь на небо, птички летят,

Колокольчики звенят:

Дин-дон, дин-дон, выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: «Раз-два, не воронь, а беги, как огонь! «Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, то есть «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

В о с п и т а т е л ь. Ой, и наигрались мы с вами.

Заключительная часть

– Ну, а теперь мне так хочется вас пригласить в гости и угостить вкусным хлебушком, да чайком из самовара. (Заранее испечен каравай, приготовлен самовар с чаем). Мы еще поводим русские хороводы, посмотрим, какими игрушками раньше играли дети. До свидания, гости дорогие!

Встреча заканчивается чаепитием.

В о с п и т а т е л ь (во время чаепития).

Вот он – хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 220 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz