ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ Н.Н. НОСОВА
литературная гостиная
Кирчанова О.П., Ежова О.А.
Цели: знакомство с творчеством детского писателя Н.Н. Носова, развитие творческого воображения.
Задачи:
– познакомить детей с произведениями детского писателя Н.Н. Носова;
– воспитывать личностные качества: дружелюбие, отзывчивость, уважительное отношение к старшим, любовь к животным;
– развивать познавательную активность, коммуникабельность, творчество, воображение, мышление, активизировать словарь;
– формировать у дошкольников чувство коллективизма, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я
Звучит музыка, на сцене ведущие, на экране портрет Н.Н. Носова.
В е д у щ и й. Здравствуйте, наши юные друзья и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами познакомимся с биографией и творчеством замечательного детского писателя – Н.Н. Носова и полистаем страницы его книг. В 2018 году Н.Н. Носову исполнилось 110 лет со дня рождения. Н.Н. Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве. В семь лет поступил он учиться в гимназию и через 7 лет закончил ее. В 1929 году начал учебу в Киевском художественном институте, а в 1929 году перевелся в Московский кинематографический институт, после окончания которого стал кинорежиссером, поставил много мультфильмов. А писать книги он начал неожиданно. Носов всегда любил наблюдать за детьми, что помогло ему впоследствии стать детским писателем. Первые сказки он сочинял для своего сынишки. Первый рассказ появился в 1936 году в журнале «Мурзилка», а в 1945 году была издана первая книга рассказов «Тук-тук-тук». А потом друг за другом появились «Веселые рассказы», «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына», и, конечно же, замечательные сказки о Незнайке и его друзьях. Н. Носов главными действующими лицами своих произведений сделал детей. Рассказы и повести он сочинял для младшего и среднего школьного возраста. Мы прочитали много книг этого автора. Назовите, какими были дети в рассказах Носова, как про них можно сказать? Игра «Подбери словечко».
Носов – детских книг творец, вот какой он молодец!
Много книг смешных, чудесных написать он нам успел.
Итак, ребята, мы с вами отправляемся в литературное путешествие по произведениям Носова. Внимательно ли вы читали (слушали) книги Н. Носова? Я опишу героя одной из книг Н. Носова, а вы постарайтесь угадать, о ком идет речь. Он «...носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу... У него был друг по имени Гунька, который жил на улице Маргариток и с которым он по двадцать раз на день ссорился и мирился...». Вы узнали, кто это?
Д е т и. Незнайка! (Открывается дверь, входит Незнайка).
Н е з н а й к а. А что это вы тут делаете, а?
В е д у щ и й. Ну, во-первых, воспитанный человек, входя в дом, обязательно здоровается, а потом уже задает вопросы
Н е з н а й к а. Подумаешь… Ну, здравствуйте. А что вы тут делаете?
В е д у щ и й. Мы в нашей литературной гостиной будем говорить о творчестве и книгах писателя Николая Носова.
Н е з н а й к а. О! Здорово! Да это же мой литературный папа! Вы разве не знаете? Можно и я послушаю, о чем вы будете говорить? Да, и у меня тоже книжка есть (показывает большую потрепанную книгу).
В е д у щ и й. Кто из вас знает, сколько всего книг о Незнайке написал Николай Носов? В сказочной трилогии о Незнайке писатель ведет читателя к знаниям, далеко выходящим за пределы его житейского опыта: он пишет о воздухоплавании, ракетостроении, о сложнейшей технике будущего. В основе каждой из сказок трилогии – история путешествия. Путешествуя на воздушном шаре, его герои буквально сваливаются с неба в Зеленый город, где обитают одни малышки («Приключения Незнайки и его друзей»); на волшебном автомобиле катят они в край благоденствия и фантастической техники («Незнайка в Солнечном городе»); наконец, на космическом корабле навещают лунных жителей («Незнайка на Луне»). Ну, что же, Незнайка, приглашаем тебя принять участие в нашем празднике. Будешь нашим помощником.
Н е з н а й к а. Сегодня мы разделимся на 2 команды – команда родителей и команда детей. Помните, как я летал на воздушном шаре? У каждой команды тоже будет свой шар. Шар будет подниматься выше с каждым правильно выполненным заданием. Чем больше очков наберет команда, тем выше поднимется ее шар.
В е д у щ и й. Ребята, а какие произведения Н.Н. Носова вы знаете? (Ответы детей).
Н е з н а й к а. Одно из произведений – «Живая шляпа». И я предлагаю поиграть в игру с этим предметом. (Игра «Попади в шляпу»: мячами попасть в шляпу).
В е д у щ и й. Викторина по рассказам Н.Н. Носова. Назовите произведение и его героев. 1. «Один раз взял Павлик с собой Котьку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород». (Мальчиков звали – Павлик и Котька. «Огурцы»). 2. «Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток». (Виталик и Сережа. «Карасик»). 3. «Он взял блюдо с киселем, поставил на пол, а сам полез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал вниз спускаться и попал лапой в кисель. Поскользнувшись, он шлепнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него размазался по спине». («Бобик в гостях у Барбоса»). 4. «Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: ""Ира!" Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». (Мишутка, Стасик, Ира, Игорь. «Фантазеры»). 5. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее». (Котька Чижов. «На горке»). 6. «Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату». (Котенок Васька, Вова, Вадик. «Живая шляпа»). 7. «Сумел порвать сумей и зашить». (Бобка. «Заплатка»). 8. «Мы стащили одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!». (Петя, Валя. «Затейники»).
Вбегает доктор Пилюлькин в белом халате с большим градусником.
П и л ю л ь к и н. Где, где этот больной?
В е д у щ и й. Что случилось? Кого вы ищете? И кто вы такой? (Незнайка прячется).
П и л ю л ь к и н. Я – доктор Пилюлькин из Цветочного города. Я лечу коротышек от всех болезней. Коротышка Незнайка сбежал из больницы, он очень болен, ему необходимо срочно поставить градусник и дать касторки.
В е д у щ и й. А почему вы решили, что он болен?
П и л ю л ь к и н. Потому что он заявил астроному Стекляшкину, что от солнца оторвался кусок и ударил его по голове! Такого же быть не может! Значит, у коротышки Незнайки высокая температура.
В е д у щ и й. Да разве вы не знаете, уважаемый доктор, что Незнайка – большой выдумщик и фантазер? Он все это выдумал!
П и л ю л ь к и н. Да? Ну, тогда другое дело… (уходит).
Н е з н а й к а (вылезает). Ой, спасибо, братцы, выручили. Повели себя как настоящие друзья!
В е д у щ и й. У Н. Носова много рассказов о том, как дети дружат. Я знаю, что вы знакомы с пословицами о дружбе. Игра «Закончите пословицы». Человек без друзей, что дерево без… корней. Сам погибай, а товарища… выручай. Друг за друга держаться, никого не … бояться. Без друга – на сердце… вьюга. Друзья познаются в… беде. Дружба дороже всякого… богатства. Нет друга – ищи, а нашел – … береги. Не мил и свет, когда друга… нет. Не имей 100 рублей, а имей 100… друзей. Ребята, а кто такие фантазеры?
Д е т и. Люди, которые фантазируют, придумывают разные истории.
В е д у щ и й. Сценка «Фантазеры». «Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет. – Сколько тебе лет? – спрашивает Мишутка. – Девяносто пять. А тебе? – А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой–большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. – А я, – говорит Стасик, – сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой. – А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, – говорит Мишутка. – У! А я море мог переплыть! – Подумаешь – море! Я океан переплывал! – А я раньше летать умел! – А ну, полети! – Сейчас не могу: разучился. – А я один раз купался в море, – говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила. – Врешь! – Нет, правда! – Почему же ты не умер? – А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой. – Без головы? – Конечно, без головы. Зачем мне голова? – Как же ты шел без головы? – Так и шел. Будто без головы ходить нельзя. – Почему же ты теперь с головой? – Другая выросла. – Ну, это что! – сказал Стасик. – Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. – Вот так соврал! – рассмеялся Мишутка. – Вовсе нет. – Почему же ты теперь живой? – Так он же меня потом выплюнул».
Н е з н а й к а. У меня есть друг Цветик. Он так здорово стихи сочиняет. Я тоже хочу стать поэтом, научите меня сочинять стихи.
В е д у щ и й. Ты знаешь, что такое рифма?
Н е з н а й к а. Рифма? Нет, не знаю.
В е д у щ и й. Для хорошей рифмы надо, чтобы слова были похожи. Например: печка – свечка, птица – спица, тучка – кучка – авторучка. Понял?
Н е з н а й к а. Понял, понял! Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил про своих друзей-коротышек: «Знайка шел гулять на речку, \ Перепрыгнул через овечку».
В е д у щ и й. Одну минуточку, Незнайка, когда это Знайка прыгал через овечку?
Н е з н а й к а. «Торопыжка был голодный, \ Проглотил утюг холодный».
В е д у щ и й. Что он про Торопыжку сочиняет? Никакого холодного утюга Торопыжка не глотал.
Н е з н а й к а. «У Авоськи под подушкой \ Лежит сладкая ватрушка».
В е д у щ и й. Никакой ватрушки там не было! Довольно! Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.
Н е з н а й к а. Может быть среди ребят есть поэты? Конкурс «Поэтический». Скажи рифму: подушка (кормушка, погремушка); речка (печка, свечка); шишка (мишка, мартышка); кошка (картошка, ладошка); бочка (точка); огурцы (вы большие молодцы). А теперь я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот».
Игра «Скажи наоборот». Скажу тебе я далеко, а ты ответишь (близко). Скажу тебе я глубоко, а ты ответишь (мелко). Скажу тебе я хорошо, а ты ответишь (плохо). Скажу тебе я высоко, а ты ответишь (низко). Скажу тебе я быстро, а ты ответишь (медленно). Скажу тебе темно, ответишь мне (светло).
Игра «Бюро находок». Определите, из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. Шляпа («Живая шляпа»). Нитки, иголка, ткань. («Заплатка»). Воздушный шар. («Приключения Незнайки и его друзей»). Лопата, песок. («На горке»). Кастрюля с кашей. («Мишкина каша»). Огурцы. («Огурцы»).
Н е з н а й к а. Как герои рассказа «Огурцы», предлагаю вам отправиться на рыбалку. (Игра «Рыболов»). Вы все такие умные!
В е д у щ и й. Незнайка, ребята хотят рассказать тебе, как нужно обращаться с книгами. (Дети перечисляют «Правила работы с книгой»).
Н е з н а й к а. Спасибо большое, но мне пора возвращаться в Цветочный город.
В е д у щ и й. Спасибо, Незнайка, что ты зашел к нам в гости.
|