Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
13.05.2024
14:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Курочко А.Г. Развитие речи младших школьников через малые формы фольклора. Методические рекомендации
01.02.2019, 14:05

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА

методические рекомендации

Курочко А.Г.

Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных результатов, метапредметных и регулятивных учебных действий. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще, и к собственной речи, в частности, с потребностью, совершенствоваться и обогащать ее.

Основные функции речи: это средство 1) общения; 2) обмена чувствами, мыслями; 3) передачи и усвоения определенной информации, коллективного опыта человечества, то есть – способ познания мира; 4) воздействия на мысли, чувства, поведение людей; 5) организации и планирования деятельности людей.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: учитель не уделяет должного внимания развитию речи младших школьников, в результате у них недостаточно развиты мыслительные процессы, необходимые для овладения речью. Младшие школьники не умеют пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, конструирование текстов для детей – трудная учебная работа.

Цель данных методических рекомендаций – показать способы работы с малыми жанрами фольклора, влияние малых фольклорных жанров на развитие речи младших школьников.

Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников очень велико. Еще К.Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, поэтому актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров, и их использования в начальной школе особенно очевидна в наше время, когда зачастую утрачиваются веками сложившиеся нравственные ценности, притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес к учебе и живому русскому слову. Существует особый вид устного народного поэтического творчества – детский фольклор. Этот термин был сформулирован в середине XX века фольклористом Г.С. Виноградовым. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы: 1) связанные с игровыми действиями (потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки); 2) те, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни, заклички, сказки, прибаутки, небылицы, скороговорки или чистоговорки).

 

Дети легче понимают, запоминают, работают с загадками песнями пословицами, поговорками, сказками. Ведь с устным народным творчеством они знакомятся еще в раннем детстве. Устное народное творчество представляет большую ценность, состоящую в его познавательном, духовно-нравственном и эстетическом значениях. Элементы устного народного творчества для развития речи учащихся возможно использовать на любых уроках в любом классе. Детям нравятся загадки, небылицы и всякая словесная игра. Слова для них – предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы.

Например, в уроки можно включать различные игры на превращения слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к занятиям.

Перечислю методы и приемы работы по развитию речи младших школьников с малыми жанрами фольклора.

Использование пословиц в обучении и воспитании имеет давнюю историю. Одна из целей пословицы – привить людям определенные оценки явлений действительности, жизненного поведения человека. Пословицы легко запоминаются благодаря своей выразительности, строгости формы, созвучиям, ритмике. Пословица, как и сказка, и загадка, может присутствовать на любом уроке.

Вот доступные упражнения. 1. Вместо точек вставь названия животных: Голоден, как... Упрям, как... Здоров, как... и т.д. 2) Доскажи пословицу: Без труда ... Каков мастер ... Поспешишь ... 3) Употребление пословиц: а) Кто больше? (За определенное время вспомнить пословицы на определенную тему); б) Вспомни, как называется в народе такой человек: Ел да устал, спал да намаялся (лентяй). Язык без костей, что хочет, то и лопочет (болтун). Подал ручку, да подставил ножку (двуличный). 4) Составь пословицу по словам: день-ночь, дело-потеха, дело-мастер. 5) Восстанови пословицу, добавив прилагательное: За (какой?) головой, ногам покоя нет. 6) Соотнеси пословицу и картинку – 1 пословица, много картинок. 7) Вспомни пословицу с числом 7.

Вот образец работы по одной пословице «Скучен день до вечера, когда делать нечего». 1) Чистописание. 2) Подчеркнуть все знакомые орфограммы. 3) Найти слова, где два слога, три слога, выписать их, поставить ударение. 4) Выписать слова с мягким знаком на конце (в середине) слова, разделить их для переноса. 5) Найти слова, где все согласные звонкие (или глухие). 6) Выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.

Еще один вид малых форм фольклора – скороговорка, работа с ней нравится детям и используется на разных уроках. Вот примеры упражнения над артикуляцией по скороговорке «Водовоз вез воду из водопровода». Читаем: 1) по слогам. 2) по словам. 3) цепочкой. 4) медленно – ласково. 5) быстро – четко. 6) первое слово громко, постепенно понижая голос и наоборот – от тихого к громкому звуку. 7) голосом какого-нибудь животного. Для развития памяти можно предложить сразу несколько скороговорок: повтори, что запомнил. Для развития выразительности: 1) выделяй голосом указанное слово. 2) скажи вопросительно.

Загадки – древнейший жанр устного народного творчества. Упражнения на уроке математики.

1. О чем загадка? Покажи числовую карточку, соответствующую числу.

– Что стоит в конце страницы, Украшая всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться? Ну конечно, цифрой пять.

– Назови соседей числа 5. Как получить число 5? Сравни число 5 с последующим и предыдущим. И т.д.

2. Для закрепления конкретных знаний о числах, величинах, геометрических фигурах нужны загадки содержащие математические термины:

– Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? (Квадрат).

Считалки заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать речь и память. «1, 2, 3 – Ваня, не шути. 1, 2, 3, 4, 5, – Ваня, не шути опять. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, – Ваня, не шути, мы просим! 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – в прятки мы играть хотим».

Упражнения с использованием сказки помогают развитию речи, творческой фантазии детей, стимулируют театральную деятельность, воспитывают нравственные ценности. 1) Продолжи сказку: «Жили-были...». 2) Угадай героя – по внешности, по поступкам. Дети должны представить себя в роли сказочного героя, двигаться, изъясняться от его имени. Остальные угадывают, в кого превратился их товарищ. Возможны индивидуальные и групповые роли. 3) Инсценировка: отрывок или вся сказка обыгрывается детьми. Подражаем голосом (артикуляция) + жесты + мимика + эмоции. 4) Угадай сказку: «Не лежалось на окошке, покатился по дорожке». «А дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок». «По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра». 5) Растеряшка. Назови хозяина вещи, название сказки по описанию или по демонстрации. 6) Доскажи имя литературного героя и сказку, где он живет: кот... (в сапогах, Котофей Котофеич, Леопольд, Матроскин), баба... (Яга), лисичка... (сестричка). 7) Докажи характер героя примерами из сказок (какой?): зайчишка – трусливый, лисичка – хитрая, дочка – ..., падчерица – …, Морозко – ... 8) Реши задачу. а) Красная шапочка принесла бабушке 3 пирога с мясом и 2 с грибами. Сколько пирогов всего она принесла? б) У Аленушки было 5 яблок. Она искала брата и потеряла 2 яблока. Сколько осталось? в) Помоги Аленушке и Иванушке разложить 10 яблок в 2 корзины.

Развивать речь младшего школьника следует на каждом уроке при работе со словом. Ребенок учится понимать слово, различать его основное и переносное, образное значение, а затем умело использовать в собственной речи. При работе с текстом ученик должен воспринимать его, понимать смысл прочитанного, воссоздавать в своем воображении прочитанное, воспроизводить текст.

Устное народное творчество в различных своих формах предоставляет огромные возможности для развития речи, творчества, личности. Все вышеперечисленные упражнения показывают возможность, необходимость и эффективность использования малых форм фольклора. Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает учащимся «открыть глаза на мир», активизирует мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, саморазвитию. В результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражают свою мысль, что отражается на других уроках. Занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; у школьников улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция.

Использованная литература:

1. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: 2012.

2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка 1-4 кл. – М., 2003.

3. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 2003.

4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников 1-4 кл.- М.; 2003.

5. Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. – Ростов на Дону, 2003.

6. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа, 2004.

7. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. // Начальная школа, 2003.

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 653 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz