ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 10 (2019)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ
К ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ ДЕТЕЙ
Леонтьева Л.М., Козлова Н.А.
В тексте Указа, опубликованного на официальном портале Кремля, говорится: «В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства…2018-2027 годы объявлены в России Десятилетием детства». И это неслучайно. В современной России забота о детях становится главным национальным приоритетом. Это особенно актуально, когда речь идет о детях с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Дошкольный корпус № 2 «Улыбка» Школы № 1748 «Вертикаль» г. Москвы посещают преимущественно дети с различными патологиями зрения. Педагогическая поддержка детей с нарушением зрения осуществляется нашими сотрудниками в русле стройной и эффективной системы, направленной на процесс развития, воспитания и развития детей с позиции их возрастных и индивидуальных особенностей, характера зрительной патологии и специфики своеобразия каждого из воспитанников.
Общеизвестно, что даже незначительное ослабление зрения негативно влияет на процесс развития во всех видах познавательной деятельности и вследствие этого отрицательно сказывается на общем развитии ребенка.
Ребенок с ослабленным зрением получает меньше информации от окружающей его внешней повседневности. Вследствие этого, недостаточное количество зрительных ощущений ограничивает возможности формирования детских образов воображения, памяти.
Соответственно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная система восприятия окружающего мира.
Основная задача воспитателя, работающего с детьми с нарушением зрения, заключается в следующем: педагогу необходимо построить образовательный процесс так, чтобы на каждом этапе развития ребенка у него формировались новые сложные системы связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих ему адекватно воспринимать поступающего от внешнего мира информацию и успешно интегрироваться в окружающий предметный и социальный мир в соответствии с его социальными и моральными требованиями.
Воспитатель в своей педагогической деятельности нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию детей с ослабленным зрением. Педагог работает эффективно, непосредственно опираясь на рекомендации врача-офтальмолога и учителя-дефектолога (тифлопедагога), поэтому каждый вид деятельности помимо общеобразовательных задач дополнительно имеет еще и специфическую коррекционную направленность.
Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников с нарушением зрения, воспитатель обеспечивает педагогический процесс специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом. Педагог создает вокруг детей особую предметно-развивающую среду, которая не только решает вопросы сенсорного, моторного, интеллектуального развития и социальной ориентировки, но вместе с тем позволяет предупреждать вторичные нарушения психофизического развития.
Согласно рекомендациям врача-офтальмолога и учителя-дефектолога, педагог проводит с детьми различные дидактические игры и упражнения, направленные на активизацию, стимулирование и тренинг зрительных функций. Для детей со зрительной патологией воспитатель подбирает знакомые малышам пособия, которые должны непременно быть яркими, контрастными и насыщенными. Демонстрации наглядных пособий сопровождаются четкими, ясными и конкретными словесными пояснениями, позволяющими детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Одна из актуальных задач работы воспитателя с детьми с нарушением зрения – развитие компенсаторных навыков. Это:
– развитие навыков полисенсорного восприятия, использования полисенсорной информации в деятельности;
– формирование диалектического мышления, то есть – способности оценивать многообразие мира в системе его взаимосвязей;
– поощрение навыков экспериментально-исследовательской деятельности детей, поддержание инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Огромным компенсаторным фактором для детей со зрительным нарушением является развитие речи. В сотрудничестве с логопедом и по его рекомендациям воспитатель включает во все виды взаимодействия с детьми специальные упражнения и игры, направленные на коррекцию и развитие всех компонентов речи.
Особое внимание воспитатель в работе с детьми с ослабленным зрением уделяет физическим упражнениям в сочетании со специальными упражнениями для развития и укрепления мышц глаза. Подобные тренинги оказываются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения.
Формирование навыков гигиены органа зрения и ухода за очками – тоже часть работы воспитателя в нашем дошкольном корпусе.
Таким образом, тесное и продуктивное взаимодействие воспитателя и учителя-дефектолога с целью формирования у наших воспитанников осознанного отношения к зрительной нагрузке помогает предотвратить развитие патологии у детей, а также способствует сохранению и улучшению у них зрительных функций.
|