Главная
Регистрация
Вход
Суббота
11.05.2024
12:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Лукина Е.А. Использование нетрадиционной техники рисования при организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС
02.04.2019, 16:36

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Лукина Е.А.

Введение

В концепции ФГОС одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребенка. Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с 2-3 лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. К 8-10 годам детьми накоплен достаточный жизненный опыт для творчества на новом уровне, так как творческая деятельность зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Этот опыт и есть тот материал, из которого «черпает» идеи фантазия. Дети, в отличие от взрослых, способны не бояться трудностей в созидании нового, они искренне стараются проявить себя в творческой деятельности: любят сочинять, выступать на сцене, участвовать в конкурсах, викторинах. Как отмечал Л.С. Выготский, ребенок строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, дает выход настроениям, чувствам. Развивая воображение детей, мы помогаем им понять, «проиграть» свои устремления, что важно для развития внутренней жизни. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью – одна из форм предметной деятельности ребенка, которая совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития.

В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания. В своей работе я часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования (далее – НТР) привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что НТР играют важную роль в общем психическом развитии детей, в развитии их личности: формирования уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленности деятельности.

Основная часть

1. Значение использования НТР для развития ребенка

Вариативность и художественное разнообразие НТР предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия изобразительным искусством, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным. НТР позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у детей способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей были поставлены следующие задачи: 1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа. 2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира. 3. Формировать творческие способности посредством использования НТР. 4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Работа строилась на следующих принципах: 1) От простого к сложному; 2) Наглядности; 3) Индивидуализации; 4) Связи обучения с жизнью.

Я начала со знакомого для детей данного возраста рисования пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по мокрому, рисование кусочками мятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Сначала шло знакомство с техникой, а на следующих занятиях создавались уже образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). На каждом занятии использовались пальчиковые и подвижные игры, художественное слово, физкультминутки, музыкальное сопровождение, презентации.

2. Знакомство с видами нетрадиционной техники рисования

Я использую разные виды НТР, часто мы проводим своего рода конкурсы лучших творческих работ детей. Выставочные работы пронумеровываются, мы выставляем урну для голосования, куда любой ребенок может опустить записку с номером понравившейся ему работы. Голоса подсчитываются и детям, чьи работы набрали большее количество голосов, присуждаются места, им вручают дипломы и маленькие призы. Это, конечно, очень стимулирует детское творчество. Опишу более подробно некоторые виды НТР.

Монотипия. Оставьте несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согните лист пополам, плотно сожмите, разверните, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы. Можно также по стеклу или толстой глянцевой бумаге сделать рисунок гуашью, сверху наложить лист бумаги и придавить. Получается оттиск в зеркальном отображении. Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать фантазию и воображение.

Свеча и акварель. Ребенок рисует свечой на бумаге, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Рисование зубочистками. Обмакнуть зубочистку в краску, нанести рисунок на бумагу, для каждой краски берется отдельная зубочистка.

Рисование сыпучими блестками. Ребенок пальчиками набирает сыпучие блестки и аккуратно посыпает ими еще не высохший рисунок.

Рисование мыльными пузырями. Опустить трубочку в цветную смесь (гуашь, мыло, вода), выдуть мыльные пузыри на лист бумаги, можно дорисовать детали.

Рисование картофелем. Вырезается печатка, печатаются оттиски на бумаге.
Тампонирование, или оттиск. Делается тампон из марли, поролона, пенопласта, смятой бумаги. Дети набирают краску и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Техника подходит для рисования животных, фактуры их пушистой поверхности.

Тычки жесткой кистью. Учитель заранее на листе детей рисует простым карандашом контур. Дети его рассматривают, обводят пальцем, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Рисуя, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка. Затем тычками закрашивают поверхность внутри контура. Детали рисуют тонкой кистью.

Рисование солью. На бумаге сделать набросок, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберет воду, лишнюю соль ссыпать. Когда подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Заключение

Обучение школьников НТР имеет важное значение, позволяя раскрыть творческий потенциал ребенка, повышая его интерес к художественной деятельности, развивая психические процессы и воображение, способствуя развитию мелкой моторики руки, зрительного и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера. В процессе этой деятельности также формируются навыки контроля и самоконтроля.

Использованная литература:

1. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4 с.56;

2. Давыдова И.В. Его величество цвет// Школьный психолог. 2008, №1. – с. 43.

3. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности// Начальная школа. 2001, №2. – с.24

4. Акуненок Т.С. Использование приемов нетрадиционного рисования. М., – 2010.

5. Сайт «Страна мастеров», особенно техники Т. Просняковой.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 415 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz