ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ОШИБОК НА ПИСЬМЕ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Москаленко Л.Б.
У детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует познакомиться с терминологией, принятой в педагогике.
Дисграфия – расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.
Дислексия – расстройство процесса чтения: ребенок не может овладеть навыками чтения или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии.
Как обнаружить эти ошибки, отличить их от других, как они выглядят?
Дополнительные занятия по русскому языку, диктанты и чтение не только не решат проблему, а «загонят» ее вовнутрь. Запущенная проблема может стать неразрешимой.
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.
Каждому виду нарушений письма и чтения соответствуют свои ошибки, но классифицировать их – дело специалиста.
Родители только должны знать их в «лицо».
Перечислим их.
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, е-з, а-о, д-у.
2. Ошибки связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков другим в устной речи часто отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, е-ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие; звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).
4. Родители радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, однако при недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе это может привести к ошибкам при письме: пропускам букв и слогов, недописанным словам.
5. Большой процент ошибок возникает из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), Луба (Люба).
6. Слитное написание предлогов, а раздельное – приставок также является одним из признаков дисграфии.
7. Дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
Еще раз следует напомнить, что если ошибки единичны, то причины надо искать в другом.
Итак, у ребенка обнаружены признаки дисграфии.
Что делать дальше взрослым, которые находятся рядом, – как помочь школьнику?
Вот несколько советов
1. На первых этапах необходима в основном устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут достигаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). Суть в том, что ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.
2. Прежде чем начинать дополнительно заниматься дома по рекомендации специалиста, подумайте и решите для себя – какой он ваш ребенок? Каковы особенности его характера поведения?
3. Один будет с удовольствием сидеть за столом дома или в школе и выполнять упражнения, которые вы ему дадите, другой уже через 7-10 минут не будет знать, куда деть руки и ноги. Подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. И развитие фонематического восприятия, и звукобуквенный анализ, и развитие внимания – все это можно делать в любой обстановке, следует только призвать на помощь фантазию.
Вот лишь несколько подобных примеров.
1. Убираясь на кухне или в комнате, попросите ребенка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы звук «С» (или любой другой).
2. Возвращаясь с ним из школы, попросите, чтобы он за 1 минуту внимательно смотрел на дорогу, а затем спросите, сколько красных машин проехало, сколько всего машин проехало или что угодно.
3. Придя с ребенком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: попросите найти продукты на полке с определенным количеством звука или с заданным звуком; устроить соревнование – больше найдет таких слов.
4. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.
5. Играйте дома в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше; устройте соревнование.
Если хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:
• ничего не делается по мгновению волшебной палочки, нужно время, терпение и система;
• родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха;
• помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Ему надо помочь!
Вот эти основные постулаты необходимо знать родителям, чтобы вовремя заметить возникшие у школьника проблемы с письмом и чтением.
|