ЭКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «РАДУГА»
рабочая программа по внеурочной деятельности (2018-2019 уч. г.)
Опольская А.И.
Класс: 1-3 классы учащихся с ОНР. Время реализации – 1 год.
Количество часов: всего – 34 часа, 1 час в неделю.
Плановых контрольных уроков: 3 часа.
Пояснительная записка
Проблема развития связной речи – одна из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), когда при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В современной логопедии вопросы речевого развития детей с ОНР освещены достаточно полно.
В научно-методических работах по проблемам речевого развития детей данной категории, отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.
Развитие связной речи – центральная задача речевого воспитания детей, что обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В работах отечественных ученых (Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.И. Жинкина, Н.С. Жуковой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Р.И. Спировой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой и др.) у детей с ОНР отмечаются различные нарушения связной речи. Трудности ее формирования обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. А наличие вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
В деятельности школы важное значение придается организации эффективного и благоприятного «развивающего» учебного процесса, в связи с чем большое внимание уделяется выбору педагогических технологий. Наряду с технологиями широко известными и применяемыми в логопедической практике (изотерапия, пескотерапия, сказкотерпия и др.), можно выделить и недостаточно разработанные, но обладающие значительным коррекционно-развивающим потенциалом. Например, экотерапия, которая традиционно применяется в работе с детьми младшего школьного возраста для развития сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер, преодоления речевого и поведенческого негативизма, ведущих к трудностям социальной адаптации. В экотерапии используются природные материалы и средства: шишки, гербарий, муляжи животных, различные растения, сельскохозяйственные культуры, биообъекты.
Вместе с тем экотерапия обладает достаточным потенциалом для развития и коррекции связной устной речи детей с ОНР. Деятельность ребенка с природными объектами, их наблюдение, преобразование создает условия для организации речевой практики, мотивированной интересом к природным объектам, явлениям, возможностями и радостью творчества с использованием природных материалов. Экотерапия дает положительный стимул и действует как дополнение к логопедической работе за счет улучшения психоэмоционального состояния ребенка, развития синтеза, анализа, внимания, восприятия и других психических процессов, являющихся фундаментом для развития речи. В целях преодоления речевого недоразвития школьников данной категории можно применять комплексный подход в сочетании с нетрадиционными методами.
Актуальность Программы. Реализация в процессе внеурочной деятельности курса «Экотерапевтический кружок «Радуга»» обеспечит возможности развития у обучающихся с ОНР связной речи. Освоение программы курса позволит обучающимся не только уточнить и закрепить представления об объектах живой природы, повысить уровень сформированности у них экологической культуры, но прежде всего, приобрести готовность и способность к адекватному построению связных высказываний в процессе работы с природными объектами.
Цель Программы «Радуга»: формировать и развивать связную устную речь младших школьников с ОНР средствами экотерапии.
Задачи:
– расширить и закрепить знания об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира (растительного и животного);
– расширить словарный запас в процессе знакомства с природными материалами, образами растений и животных;
– формировать навыки планирования развернутых высказываний;
– формировать умение последовательно рассказывать о содержании своей работы (аппликации, поделки и пр.);
– обучать детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
– формировать навык монологических высказываний в процессе изготовления макетов, поделок из природного материала, аппликаций;
– развивать активное, творческое мышление, образную память и мелкую моторику рук при создании творческих работ;
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОНР, ее содержание разрабатывалось с использованием Программы дополнительного образования О.Б. Гонтарь «Экотерапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом».
Форма организации занятий – групповая.
Место проведения занятий – кабинет логопеда.
Приемы работы по формированию связной речи обучающихся:
– называние частей растений (стебель, листья, цветы), их свойств (цвет, форму, размер, расположение), составления описания растения по плану;
– составление описательного рассказа об изучаемых объектах растительного или животного мира;
– поэтапное описание процесса посева и роста однолетних и многолетних растений;
– поэтапное описание изготовления аппликации (поделки) – выбор расположения предметов по словесному описанию, подходящей схемы;
– составление предложений по представленной модели, рассказов по картинкам, рисункам с использованием опорных слов, по вопросам и т.д.
Методы и приемы работы: 1) показ и объяснение техники выполнения работы; 2) совместное изготовление поделки поэтапно; 3) беседа перед каждой новой темой для понимания нового материала; 4) демонстрация (показ) лучшей поделки или композиции; 5) наблюдение (экскурсия) за животными или растениями для изготовления аппликации и составления рассказа; 6) поощрение в виде устной похвалы, а также в форме наклеек, похвального листа.
На каждом занятии проводится инструктаж по технике безопасности, в занятие вводятся физкультминутки.
В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретенный опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учащиеся должны знать:объекты, явления, закономерности и взаимосвязи окружающего мира; объекты растительного и животного мира (флоры и фауны); природные материалы, образы растений и животных; способы планирования и построения связных монологических высказываний в процессе изготовления макетов, поделок из природного материала, аппликаций.
Учащиеся должны уметь: различать природные объекты, животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за культурными растениями (посильное участие); составлять описательный рассказ по модели, аппликации; словесно описывать процесс изготовления работы (аппликация, поделка); задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко; составлять развернутые высказывания по предложенному плану или схеме; последовательно рассказывать о содержании своей работы (аппликации, поделки и пр.); составлять описательный рассказ.
Планируемые результаты изучения курса – развитие связной речи
Личностные результаты: развитие активного, творческого мышления, инициативы, самостоятельности и образной памяти при создании творческих работ; развитие умения устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; овладение навыками творческого подхода к выполнению учебно-трудовых заданий, стремления применять полученные знания в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.
Предметные результаты: ценностное отношение к окружающей природе; умения составлять описательный рассказ по модели, аппликации; умения последовательно рассказывать о содержании своей работы (аппликации, поделки и пр.); обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков.
Библиография:
1. Бушуева Л.С. Развитие связной монологической речи у младших школьников при изучении сказки. // Начальная школа. – 2011, № 7. – С. 36-40.
2. Гонтарь О.Б. Программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экотерапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом»: методическое пособие. – Апатиты: КаэМ. 2015. – 67 с.
3. Давыдкин Н.Ф. Экотерапия как метод современного санаторно-курортного лечения // Сб. научных трудов. – СПб, 2007. – С. 79-83.
4. Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: 2010. – 144 с.
5. Никитенко А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр. – Чита, 2014. – С. 70-75.
|