Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
13:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Опольская А.И. Экотерапевтический кружок «Радуга». Рабочая программа по внеурочной деятельности (2018-2019 уч. г
03.10.2019, 19:53

ЭКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «РАДУГА»

рабочая программа по внеурочной деятельности (2018-2019 уч. г.)

Опольская А.И.

Класс: 1-3 классы учащихся с ОНР. Время реализации – 1 год.

Количество часов: всего – 34 часа, 1 час в неделю.

Плановых контрольных уроков: 3 часа.

Пояснительная записка

Проблема развития связной речи – одна из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), когда при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В современной логопедии вопросы речевого развития детей с ОНР освещены достаточно полно.

В научно-методических работах по проблемам речевого развития детей данной категории, отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.

Развитие связной речи – центральная задача речевого воспитания детей, что обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В работах отечественных ученых (Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.И. Жинкина, Н.С. Жуковой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Р.И. Спировой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой и др.) у детей с ОНР отмечаются различные нарушения связной речи. Трудности ее формирования обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. А наличие вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

В деятельности школы важное значение придается организации эффективного и благоприятного «развивающего» учебного процесса, в связи с чем большое внимание уделяется выбору педагогических технологий. Наряду с технологиями широко известными и применяемыми в логопедической практике (изотерапия, пескотерапия, сказкотерпия и др.), можно выделить и недостаточно разработанные, но обладающие значительным коррекционно-развивающим потенциалом. Например, экотерапия, которая традиционно применяется в работе с детьми младшего школьного возраста для развития сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер, преодоления речевого и поведенческого негативизма, ведущих к трудностям социальной адаптации. В экотерапии используются природные материалы и средства: шишки, гербарий, муляжи животных, различные растения, сельскохозяйственные культуры, биообъекты.

Вместе с тем экотерапия обладает достаточным потенциалом для развития и коррекции связной устной речи детей с ОНР. Деятельность ребенка с природными объектами, их наблюдение, преобразование создает условия для организации речевой практики, мотивированной интересом к природным объектам, явлениям, возможностями и радостью творчества с использованием природных материалов. Экотерапия дает положительный стимул и действует как дополнение к логопедической работе за счет улучшения психоэмоционального состояния ребенка, развития синтеза, анализа, внимания, восприятия и других психических процессов, являющихся фундаментом для развития речи. В целях преодоления речевого недоразвития школьников данной категории можно применять комплексный подход в сочетании с нетрадиционными методами.

Актуальность Программы. Реализация в процессе внеурочной деятельности курса «Экотерапевтический кружок «Радуга»» обеспечит возможности развития у обучающихся с ОНР связной речи. Освоение программы курса позволит обучающимся не только уточнить и закрепить представления об объектах живой природы, повысить уровень сформированности у них экологической культуры, но прежде всего, приобрести готовность и способность к адекватному построению связных высказываний в процессе работы с природными объектами.

Цель Программы «Радуга»: формировать и развивать связную устную речь младших школьников с ОНР средствами экотерапии.

Задачи:

расширить и закрепить знания об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира (растительного и животного);

расширить словарный запас в процессе знакомства с природными материалами, образами растений и животных;

формировать навыки планирования развернутых высказываний;

формировать умение последовательно рассказывать о содержании своей работы (аппликации, поделки и пр.);

обучать детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;

формировать навык монологических высказываний в процессе изготовления макетов, поделок из природного материала, аппликаций;

развивать активное, творческое мышление, образную память и мелкую моторику рук при создании творческих работ;

Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОНР, ее содержание разрабатывалось с использованием Программы дополнительного образования О.Б. Гонтарь «Экотерапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом».

Форма организации занятий – групповая.

Место проведения занятий – кабинет логопеда.

Приемы работы по формированию связной речи обучающихся:

– называние частей растений (стебель, листья, цветы), их свойств (цвет, форму, размер, расположение), составления описания растения по плану;

– составление описательного рассказа об изучаемых объектах растительного или животного мира;

– поэтапное описание процесса посева и роста однолетних и многолетних растений;

– поэтапное описание изготовления аппликации (поделки) – выбор расположения предметов по словесному описанию, подходящей схемы;

– составление предложений по представленной модели, рассказов по картинкам, рисункам с использованием опорных слов, по вопросам и т.д.

Методы и приемы работы: 1) показ и объяснение техники выполнения работы; 2) совместное изготовление поделки поэтапно; 3) беседа перед каждой новой темой для понимания нового материала; 4) демонстрация (показ) лучшей поделки или композиции; 5) наблюдение (экскурсия) за животными или растениями для изготовления аппликации и составления рассказа; 6) поощрение в виде устной похвалы, а также в форме наклеек, похвального листа.

На каждом занятии проводится инструктаж по технике безопасности, в занятие вводятся физкультминутки.

В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретенный опыт в практической деятельности и повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Учащиеся должны знать:объекты, явления, закономерности и взаимосвязи окружающего мира; объекты растительного и животного мира (флоры и фауны); природные материалы, образы растений и животных; способы планирования и построения связных монологических высказываний в процессе изготовления макетов, поделок из природного материала, аппликаций.

Учащиеся должны уметь: различать природные объекты, животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за культурными растениями (посильное участие); составлять описательный рассказ по модели, аппликации; словесно описывать процесс изготовления работы (аппликация, поделка); задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко; составлять развернутые высказывания по предложенно­му плану или схеме; последовательно рассказывать о содержании своей работы (аппликации, поделки и пр.); составлять описательный рассказ.

Планируемые результаты изучения курса – развитие связной речи

Личностные результаты: развитие активного, творческого мышления, инициативы, самостоятельности и образной памяти при создании творческих работ; развитие умения устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; овладение навыками творческого подхода к выполнению учебно-трудовых заданий, стремления применять полученные знания в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.

Предметные результаты: ценностное отношение к окружающей природе; умения составлять описательный рассказ по модели, аппликации; умения последовательно рассказывать о содержании своей работы (аппликации, поделки и пр.); обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков.

Библиография:

1. Бушуева Л.С. Развитие связной монологической речи у младших школьников при изучении сказки. // Начальная школа. – 2011, № 7. – С. 36-40.

2. Гонтарь О.Б. Программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экотерапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом»: методическое пособие. – Апатиты: КаэМ. 2015. – 67 с.

3. Давыдкин Н.Ф. Экотерапия как метод современного санаторно-курортного лечения // Сб. научных трудов. – СПб, 2007. – С. 79-83.

4. Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: 2010. – 144 с.

5. Никитенко А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр. – Чита, 2014. – С. 70-75.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 267 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz