Главная
Регистрация
Вход
Четверг
28.03.2024
15:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Папонова Е.В. Одаренные дети и их воспитание
08.11.2019, 00:57

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ИХ ВОСПИТАНИЕ

Папонова Е.В.

Развитие способностей детей – одна из приоритетных задач современного образования, в связи с чем актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Каждого малыша природа одарила определенными способностями. Задача родителей – как можно раньше обнаружить их ростки и помочь ребенку развить свой талант. Решение такой задачи – огромная, кропотливая работа, требующая от родителей терпения, чуткости, понимания, искренности, внимания к потребностям и интересам ребенка, а главное – любви. Нередко от родителей приходится слышать: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был гением. Пусть будет нормальным, счастливым, приспособленным к жизни». Сложился стереотип: быть одарен­ным – значит, быть ненормальным. Но эта точка зрения ошибочна. Более того, впоследствии она может оказать тормозящее воздействие на формирование личности «нестандартного» ребен­ка. Нередко поведение взрослых, оценивающих по­ступки и высказывания своих детей, сопровождается фразами типа: «Не говори таких ученых слов», «Не зада­вай столько вопросов», «Не спорь со взрослыми», «Не при­ставай к папе, он и так занят», «Не воображай», «Подожди, пока другие дети это сделают», «Не забегай вперед» и т.д. На первый взгляд, подобный набор фраз – азбука воспитательного процесса, но присмотритесь повнимательней к своим детям, понаблюдайте за их поведением, и вы можете увидеть, что:

– их отличает высокий энергетический уровень, но спят они меньше обычного; их моторная ко­ординация и владение руками часто отстают от по­знавательных способностей;

– они остро чувствуют все происходящее в окружающем мире, любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет; могут следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружаю­щее; воспринимают связи между предметами и явлениями, делая собственные выводы;

– отличная память и раннее языковое развитие помогают им накапливать большой объем инфор­мации, активно использовать ее в общении;

– у них большой словарный запас, по­зволяющий свободно и четко излагать свои мысли, но ради удовольствия они часто изобретают собственные слова; предпочитают часто сами длительно искать ответ на интересующий их вопрос и не всегда принима­ют готовое решение; обладают по­вышенными математическими способностями в плане вычислений и логики; могут концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросают то, что показалось понятным и наскучило;

– опережающее развитие восприятия обнаружи­вает в них обостренное чувство справедливости, острую реакцию на несправедли­вость, высокие требования к себе и окружающим;

– они часто обладают богатой фантазией и во­ображением, придумывая себе образы братьев и сестер, друзей и врагов;

– отличаются чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки, могут до слез сме­шить других, гримасничая и подражая взрослым;

– при избытке энергии им недостает баланса: это выражается в нетерпении и порывистости;

– увлеченность заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что они зама­хивается на то, что им пока не по силам.

– нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками. Согласно исследо­ваниям, высокоодаренные учащиеся начальных классов имеют более низкую самооценку, чем обычные сверстники.

Чем обусловлено поведение и развитие такого ребенка? Ответ можно найти в трудах психолога А. Маслоу (США):

1-й уровень – выживание: малыш отчасти борется за сохранение своего «я» в кажущемся ему враждебным окружении, на что у него уходит громадная психологическая энергия;

2-й уровень – оборона: сохраняет самовосприятие, найдя собственную «нишу безопасности», тратя массу энергии на удержание своих позиций и отражение того, что воспринима­ется как угроза;

3-й уровень – уверенность: находит какой-то компромисс в преодолении обществен­ного отчуждения и неприятия, направляя основ­ную часть своей энергии на самоутверждение, са­мосовершенствование и учебу и лишь незначительную часть – на приспособление;

4-й уровень – процветание: это результат вашей работы по восприятию ребенка и цель его развития, когда он сможет всю энергию отдавать творчеству и продуктивной деятельности.

Ну, а теперь детально о рекомендациях по воспита­нию одаренных детей.

1. Вопросы. Не отмалчивайтесь на них, ибо в поиске ответов дети очень упорны. Важно проявить терпение. Серьезные высказыва­ния ребенка необходимо воспринимать всерьез.

2. Интерес. Не бойтесь позволять ребенку играть со всяким хламом. Дайте ему возможность экспериментиро­вать, чтобы больше узнать, побуждайте фантазиро­вать и придумывать истории, снабжайте книга­ми и материалами для любимых занятий. Помогайте на­ходить привлекающие его внимание телепрограммы. Берите в поездки по интересным местам.

3. Самостоятельность. Верьте в здравый смысл ребенка и максимально доверяйте ему. Поощряйте лю­бые проявления самостоятельности, не зависимые от мышления и поведения взрослых. Установите для него разумный поведенческий стандарт и наблюдай­те за тем, как он его выполняет. Позволяйте принимать участие в планировании семейных дел и занятий. По­могайте строить собственные планы, побуждайте стремление находить проблемы и поддерживайте по­пытки самому решить их.

4. Забота. Малыш должен чувствовать и видеть, что его любят таким, какой он есть, а не за его успехи. Ни­когда не говорите, что он хуже других детей. Находите каждый день время побыть с ним наедине. читайте ему книжки, обсуждая их содер­жание, приучайте к чтению. Не наказывайте унижением, не дразните за ошибки и чаще хвалите за выученное стихотворение, рассказ или песню, поощряйте любое его достижение, но не хвалите беспредельно и неискренне. Развивайте позитивное восприятие им своих способностей.

5. Общение. Учите общаться с детьми разных социальных и культурных слоев, со взрослыми. Приучайте искать информацию не только в литературе, но и в контакте с другими людьми. Знайте, если ребе­нок слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных среди сверст­ников. Помогите ему исправить это.

6. Деятельность. Предоставьте ребенку комнату или часть комнаты для его занятий. Оформите место (стенд) для демон­страции его работ. Не ругайте за беспорядок в комнате или на столе: может, он еще не за­кончил воплощение своих фантазий в предметах. Побуждайте заниматься тем, что способст­вует обогащению его опыта.

7. Чтение. Большинство одаренных детей много читают. Для них не является необыч­ным одновременно читать десятки книг. Но мно­жество интересующих их тем иногда мешает сделать правильный выбор в пользу тех дел и занятий, на кото­рые в данный момент хватит времени и сил. Конечно, их энергия и степень интереса гораздо выше, чем у обычных детей, но не стоит замахиваться на то, что пока не под силу, с тем чтобы избежать разочарования. Следите за последовательностью выбора книг ребен­ком, помогайте ему постепенно накапливать знания по какой-то теме или интересующей проблеме.

8. Контроль. Приучите ребен­ка ежедневно записывать сделанные им дела по двум основным направлениям: «Что я сегодня сделал хоро­шего для других? Для себя?» и «Что я сделал сегодня плохого другим? Себе?». Пусть ребенок производит самоотчет о своих делах и поступках, дает им оценку. Полезно отмечать «Что на­до сделать завтра, на этой неделе, в этом месяце». Приучив сегодня ребенка еже­дневно прилагать усилия для своего развития под ва­шим контролем, можете не сомневаться, что завтра он без труда будет делать это самостоятельно.

9. Отдых. Если ребенок отказывается спать днем, не принуж­дайте его к этому: замените сон тихими играми, чтением, решением кроссвордов, прослушиванием сказки, раскрашиванием картинок и т.д. Для ребенка, который весь день «крутится на высоких оборотах», такая смена деятельно­сти отдых.

10. Эмоции. Важно сохранить в ребенке эмо­циональную стабильность. Уверенно, мягко подбадри­вайте, если он загрустил или потерял веру в свои возможности. Находите слова поддержки для его новых творческих начинаний, избегайте критиковать первые опыты, какими бы они ни были, ведь он делает это не только для себя, но и для вас. Ваши теплота и ласка лежат в основе любви к вам, поэтому не скупитесь в проявлении их.

В заключение предложу универсальное упражнение для развития творческого мышления ребенка (по модели психолога Б. Блума). Пример по теме «Весна», но он применим для любого времени года.

Цель: обнаружение изменений в природе, происходящих весной.

Способ: формирование мыслительных навыков познания, оценки и синтеза, сравнения и оценки.

Деятельность. Совершите с ребенком пешеходную прогулку. Назовите и покажите ему признаки весны: набухающие почки на ветках, проросшие цветы, молодую траву, та­ющий снег, подснежники, первых насекомых. Отметьте весенние звуки, щебетание птиц, запахи. Обсудите перемены в одежде людей. Прочитайте рассказы и стихи о весне, посмот­рите картинки по этой теме. Промаркируйте предметы, увиденные во время прогулки. Например, растения (деревья, трава, цветы, мхи) всего 4. Насе­комые (муравьи, черви, пауки, мухи) всего 4. Животные (птицы, кошки, собаки) всего 3 и т.д. Представь­те, что произошло бы со всем перечисленным, ес­ли бы весна не наступила. Каким тогда будет лето? Опишите, что бы вы увидели, если бы были размером с муравья. Дома расскажите о своих впечатлениях старшей сестренке (брату). Изобразите это на бумаге, раскрасьте. Сравните наблюдаемое с признаками зимы. Объясните, почему происходит смена времен года, что движет этими явлениями. Все это проделайте совместно с ребенком, предоставляя ему возможность проявить самостоятельность на каждом этапе упражнения.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 248 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz