ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ИХ ВОСПИТАНИЕ
Папонова Е.В.
Развитие способностей детей – одна из приоритетных задач современного образования, в связи с чем актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Каждого малыша природа одарила определенными способностями. Задача родителей – как можно раньше обнаружить их ростки и помочь ребенку развить свой талант. Решение такой задачи – огромная, кропотливая работа, требующая от родителей терпения, чуткости, понимания, искренности, внимания к потребностям и интересам ребенка, а главное – любви. Нередко от родителей приходится слышать: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был гением. Пусть будет нормальным, счастливым, приспособленным к жизни». Сложился стереотип: быть одаренным – значит, быть ненормальным. Но эта точка зрения ошибочна. Более того, впоследствии она может оказать тормозящее воздействие на формирование личности «нестандартного» ребенка. Нередко поведение взрослых, оценивающих поступки и высказывания своих детей, сопровождается фразами типа: «Не говори таких ученых слов», «Не задавай столько вопросов», «Не спорь со взрослыми», «Не приставай к папе, он и так занят», «Не воображай», «Подожди, пока другие дети это сделают», «Не забегай вперед» и т.д. На первый взгляд, подобный набор фраз – азбука воспитательного процесса, но присмотритесь повнимательней к своим детям, понаблюдайте за их поведением, и вы можете увидеть, что:
– их отличает высокий энергетический уровень, но спят они меньше обычного; их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей;
– они остро чувствуют все происходящее в окружающем мире, любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет; могут следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее; воспринимают связи между предметами и явлениями, делая собственные выводы;
– отличная память и раннее языковое развитие помогают им накапливать большой объем информации, активно использовать ее в общении;
– у них большой словарный запас, позволяющий свободно и четко излагать свои мысли, но ради удовольствия они часто изобретают собственные слова; предпочитают часто сами длительно искать ответ на интересующий их вопрос и не всегда принимают готовое решение; обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики; могут концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросают то, что показалось понятным и наскучило;
– опережающее развитие восприятия обнаруживает в них обостренное чувство справедливости, острую реакцию на несправедливость, высокие требования к себе и окружающим;
– они часто обладают богатой фантазией и воображением, придумывая себе образы братьев и сестер, друзей и врагов;
– отличаются чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки, могут до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;
– при избытке энергии им недостает баланса: это выражается в нетерпении и порывистости;
– увлеченность заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что они замахивается на то, что им пока не по силам.
– нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками. Согласно исследованиям, высокоодаренные учащиеся начальных классов имеют более низкую самооценку, чем обычные сверстники.
Чем обусловлено поведение и развитие такого ребенка? Ответ можно найти в трудах психолога А. Маслоу (США):
1-й уровень – выживание: малыш отчасти борется за сохранение своего «я» в кажущемся ему враждебным окружении, на что у него уходит громадная психологическая энергия;
2-й уровень – оборона: сохраняет самовосприятие, найдя собственную «нишу безопасности», тратя массу энергии на удержание своих позиций и отражение того, что воспринимается как угроза;
3-й уровень – уверенность: находит какой-то компромисс в преодолении общественного отчуждения и неприятия, направляя основную часть своей энергии на самоутверждение, самосовершенствование и учебу и лишь незначительную часть – на приспособление;
4-й уровень – процветание: это результат вашей работы по восприятию ребенка и цель его развития, когда он сможет всю энергию отдавать творчеству и продуктивной деятельности.
Ну, а теперь детально о рекомендациях по воспитанию одаренных детей.
1. Вопросы. Не отмалчивайтесь на них, ибо в поиске ответов дети очень упорны. Важно проявить терпение. Серьезные высказывания ребенка необходимо воспринимать всерьез.
2. Интерес. Не бойтесь позволять ребенку играть со всяким хламом. Дайте ему возможность экспериментировать, чтобы больше узнать, побуждайте фантазировать и придумывать истории, снабжайте книгами и материалами для любимых занятий. Помогайте находить привлекающие его внимание телепрограммы. Берите в поездки по интересным местам.
3. Самостоятельность. Верьте в здравый смысл ребенка и максимально доверяйте ему. Поощряйте любые проявления самостоятельности, не зависимые от мышления и поведения взрослых. Установите для него разумный поведенческий стандарт и наблюдайте за тем, как он его выполняет. Позволяйте принимать участие в планировании семейных дел и занятий. Помогайте строить собственные планы, побуждайте стремление находить проблемы и поддерживайте попытки самому решить их.
4. Забота. Малыш должен чувствовать и видеть, что его любят таким, какой он есть, а не за его успехи. Никогда не говорите, что он хуже других детей. Находите каждый день время побыть с ним наедине. читайте ему книжки, обсуждая их содержание, приучайте к чтению. Не наказывайте унижением, не дразните за ошибки и чаще хвалите за выученное стихотворение, рассказ или песню, поощряйте любое его достижение, но не хвалите беспредельно и неискренне. Развивайте позитивное восприятие им своих способностей.
5. Общение. Учите общаться с детьми разных социальных и культурных слоев, со взрослыми. Приучайте искать информацию не только в литературе, но и в контакте с другими людьми. Знайте, если ребенок слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных среди сверстников. Помогите ему исправить это.
6. Деятельность. Предоставьте ребенку комнату или часть комнаты для его занятий. Оформите место (стенд) для демонстрации его работ. Не ругайте за беспорядок в комнате или на столе: может, он еще не закончил воплощение своих фантазий в предметах. Побуждайте заниматься тем, что способствует обогащению его опыта.
7. Чтение. Большинство одаренных детей много читают. Для них не является необычным одновременно читать десятки книг. Но множество интересующих их тем иногда мешает сделать правильный выбор в пользу тех дел и занятий, на которые в данный момент хватит времени и сил. Конечно, их энергия и степень интереса гораздо выше, чем у обычных детей, но не стоит замахиваться на то, что пока не под силу, с тем чтобы избежать разочарования. Следите за последовательностью выбора книг ребенком, помогайте ему постепенно накапливать знания по какой-то теме или интересующей проблеме.
8. Контроль. Приучите ребенка ежедневно записывать сделанные им дела по двум основным направлениям: «Что я сегодня сделал хорошего для других? Для себя?» и «Что я сделал сегодня плохого другим? Себе?». Пусть ребенок производит самоотчет о своих делах и поступках, дает им оценку. Полезно отмечать «Что надо сделать завтра, на этой неделе, в этом месяце». Приучив сегодня ребенка ежедневно прилагать усилия для своего развития под вашим контролем, можете не сомневаться, что завтра он без труда будет делать это самостоятельно.
9. Отдых. Если ребенок отказывается спать днем, не принуждайте его к этому: замените сон тихими играми, чтением, решением кроссвордов, прослушиванием сказки, раскрашиванием картинок и т.д. Для ребенка, который весь день «крутится на высоких оборотах», такая смена деятельности отдых.
10. Эмоции. Важно сохранить в ребенке эмоциональную стабильность. Уверенно, мягко подбадривайте, если он загрустил или потерял веру в свои возможности. Находите слова поддержки для его новых творческих начинаний, избегайте критиковать первые опыты, какими бы они ни были, ведь он делает это не только для себя, но и для вас. Ваши теплота и ласка лежат в основе любви к вам, поэтому не скупитесь в проявлении их.
В заключение предложу универсальное упражнение для развития творческого мышления ребенка (по модели психолога Б. Блума). Пример по теме «Весна», но он применим для любого времени года.
Цель: обнаружение изменений в природе, происходящих весной.
Способ: формирование мыслительных навыков познания, оценки и синтеза, сравнения и оценки.
Деятельность. Совершите с ребенком пешеходную прогулку. Назовите и покажите ему признаки весны: набухающие почки на ветках, проросшие цветы, молодую траву, тающий снег, подснежники, первых насекомых. Отметьте весенние звуки, щебетание птиц, запахи. Обсудите перемены в одежде людей. Прочитайте рассказы и стихи о весне, посмотрите картинки по этой теме. Промаркируйте предметы, увиденные во время прогулки. Например, растения (деревья, трава, цветы, мхи) всего 4. Насекомые (муравьи, черви, пауки, мухи) всего 4. Животные (птицы, кошки, собаки) всего 3 и т.д. Представьте, что произошло бы со всем перечисленным, если бы весна не наступила. Каким тогда будет лето? Опишите, что бы вы увидели, если бы были размером с муравья. Дома расскажите о своих впечатлениях старшей сестренке (брату). Изобразите это на бумаге, раскрасьте. Сравните наблюдаемое с признаками зимы. Объясните, почему происходит смена времен года, что движет этими явлениями. Все это проделайте совместно с ребенком, предоставляя ему возможность проявить самостоятельность на каждом этапе упражнения.
|