ПИЧКОВА Оксана Васильевна – воспитатель МБДОУ Детский сад №29 «Золотая рыбка» г. Якутск Республика Саха (Якутия). Педагогический стаж – 36 лет. Высшая квалификационная категория.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ТЕАТР»
«Лисичкин дом» – авторская инсценировка по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное и физическое развитие.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
– учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Театр»
– активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты.
– познакомить детей с новыми словами (конферансье, контролер, билетер, актеры, антракт, режиссер, костюмер).
– формировать эмоциональную отзывчивость, сценическую выразительность, умение пересказывать сказку выразительно без пропусков, выдерживать до конца взятую на себя роль.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать у детей интерес к театральной деятельности, творческие и индивидуальные способности ребенка, развивать умение играть в сюжетно-ролевые игры.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: прививать умение быть вежливыми, выполнять определенные правила поведения в театре.
Предварительная работа:
1. Этическая беседа о правилах поведения в театре
2. Беседа по теме «Кто работает в театре» (актеры, билетер, конферансье, контролер, кассир, гардеробщик, костюмер).
3. Рассматривание альбомов о театрах города Якутска.
4. Изготовление детьми пригласительных билетов, шапочек-масок.
Атрибуты: домик для зайца, деревья, пенек, самовар, чайные сервизы, полка, столы, стульчики для буфета, крючки для гардероба, выставка иллюстраций по сказке, автобус для малышей салфетки с подставочками, фартуки, чепчики, слайды с образом зимнего леса, проезжая дорога для машины, руль для машины, афиша, пригласительные билеты.
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Сегодня мы с вами играем в игру «Театр», роли мы уже с вами распределили: конферансье, актеры, буфетчицы, контролеры, экскурсовод, рассказчик. Сегодня в нашем театре премьера русской народной сказки «Лисичкин дом», в гости мы пригласили детей младшей группы. Каждый из детей младшей группы получил пригласительный билет. (Раздается сигнал автобуса). Ребята, а вот и наши гости! Контролеры, пожалуйста, встречайте гостей.
Контролеры приглашают детей в фойе театра, предлагают раздеться в гардеробе. В фойе, одной группе детям предлагают до начала спектакля попить чай с пирожными, в другой – рассмотреть иллюстрации к сказке «Лисичкин дом», поделки детей, рисунки. Раздается 1-й звонок, буфетчица и официантка убирают столы.
После 2-го звонка контролеры провожают детей на стулья,
3-й звонок – свет гаснет. Начинается представление.
1-й конферансье (обращается к зрителям-малышам, показывает фигуры животных – лиса, заяц, петух, собаки, медведь). Кто это?
Малыши перечисляют животных.
2-й конферансье. Вот про этих животных мы покажем вам сказку. Сказка называется «Лисичкин дом».
Рассказчик. За ступенькою ступенька – будет лесенка,
Слово к слову ставь сладенько – будет песенка
А колечко на колечко – будет вязочка.
Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку.
1-й конферансье. Слушайте, взрослые! Слушайте, дети! Мы хотим рассказать вам сказочку. Страшную-престрашную? Веселую-превеселую? Да нет. Добрую-предобрую!
Рассказчик. Ладно, давайте скорее рассказывать сказку. Но какую? А вот придумаем!
2-й конферансье. Пусть это будет сказка про хитрую лисичку и доброго зайчика. «Заюшкина избушка» на новый лад.
Сказку добрую расскажем, как сумеем, так покажем.
Все расселись? В добрый час! Начинаем свой рассказ.
Рассказчик. Жили-были в далеком северном лесу, где зима студеная с вьюгами да метелями да с нежными сугробами, лиса – Краса, да заяц – Беляк. У Лисы была избушка ледяная, как дворец хрустальный, а у зайчика – лубяная, то есть деревянная. Пришла весна-красна, стала снег сгонять, землю пригревать, потеплело в холодном северном лесу. Солнцем залились опушки. Пролетела тут молва, что растаяла избушка у лисицы изо льда, а у зайчика стоит по-старому.
Лиса. Где теперь я буду жить? На чем теперь я буду спать? Даже летом в лесу ночевать не советуют. Ночи темные, прохладные, длинные, можно гриппом заболеть и ангиною, ветрянкой и скарлатиною. И здоровье потеряю, и красу свою.
Рассказчик. Пошла лиса по лесу жилье себе искать. Видит – на опушке домик. Не простой, а яркий, расписной. В той избушке зайчик жил, тихо чай с вареньем пил. Вот лиса и попросилась к зайчику погреться. Погрелась, осмотрелась, домик ей понравился. Лиса и говорит: «Будем, заяц, вместе жить, буду тесто я месить, буду пирожки лепить, тебя вкусненько кормить. Ты ж в дорогу собирайся, за дровами снаряжайся». Заяц по доброте своей и согласился с лисой, за дровами в лес пошел. Только вышел, а лиса дверью хлоп, и закрылась на замок. И в окошечко кричит. «Уходи-ка ты совсем по добру, а не то, как налечу, выскочу, поколочу, полетят клочки по закоулочкам!» Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собаки.
Собаки. О чем, зайчик, плачешь?
Зайчик. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла, попросилась она ко мне погреться, да меня же и выгнала.
Собаки. Ав-ав-ав, поди, лиса, вон!
Рассказчик. А лиса им с печи отвечает.
Лиса. Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!
Рассказчик. Собаки испугались и убежали. Сел зайчик на пенек и плачет. Идет мимо медведь косолапый.
Медведь. О чем, зайчик, плачешь?
Зайчик. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка растаяла, попросилась она ко мне погреться да меня и выгнала…
Медведь. Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Зайчик. Собаки гнали-гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.
Медведь. Нет, выгоню!
Рассказчик. Пошел медведь к избушке, как заревет на лису: «Поди, лиса, вон!» А лиса в ответ: «Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам». Медведь испугался и убежал. Сидит зайчик на пеньке и плачет. Идет мимо петушок – Золотой гребешок, косу на плече несет. Увидал зайчика и спрашивает.
Петушок. Что ты, зайчик, плачешь?
Зайчик. Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла, попросилась она ко мне погреться, да меня же и выгнала.
Петушок. Пойдем, я ее выгоню.
Зайчик. Нет, не выгонишь. Собаки гнали-гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал.
Петушок. А я выгоню, пойдем!
Рассказчик. Подошли к избушке, петух и запел.
Петушок. Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Рассказчик. Лиса испугалась и кричит.
Лиса. Одеваюсь…
Петушок. Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Лиса. Шубу надеваю…
Рассказчик. Петушок в третий раз как закричит.
Петушок. Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
Рассказчик. Лиса выскочила из избушки, в лес побежала.
Петушок. Да постой же ты лиса, что испугалась Петушка. Так на свете жить нельзя. Ты ж красива и умна, потому и знать должна, только в дружбе мы сильны!
Зайчик. Позовем друзей лесных, Михаила, Петушка, двух собачек, кабана. Вместе дружною семьей мы построим для тебя новый дом!
Медведь. Деревянный будет дом, светлый и высокий, ставенки резные, окна расписные.
Собаки. Будешь в домике ты жить, будешь пирожки лепить, всех друзей чайком поить!
Рассказчик. Так они и порешили, всех зверей пригласили, и за дело принялись. (Звери строят дом). Стали бревна носить, доски пилить, новый дом мастерить.
Раз, два, раз, два – получилась стена!
Еще раз, еще два – вот другая стена!
А еще постучим, крышу тесом уложим!
Дом готов! И Лиса – наша добрая краса, говорит: «Приходите в гости в дом, хватит место за столом. Много напекла блинов, самовар давно готов!» У нашей сказки хороший конец. Лиса-краса новоселье сыграла, много друзей нашла, стала доброй, приветливой. Зайца больше не обижала, пирожками, блинами угощала, крепким чаем поила, всю жизнь с ним дружила. Тут и сказке конец. Спасибо за внимание!
Спектакль закончился. Контролеры провожают зрителей в гардероб.
Помогают одеться и сесть в автобус.
Итог игры.
– Понравилось вам играть в «Театр»?
– Что понравилось больше всего?
– Есть желание показать другую сказку малышам, поиграть в театр?
– Спасибо всем за хорошую игру.
|