ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Пономаренко Т.Д.
«Скажи мне, – и я забуду.
Покажи мне, и, может быть, я запомню.
Но вовлеки меня, и я пойму».
(Китайская пословица, [1])
Изучение обучающимися предмета «История и культура Санкт-Петербурга» предполагает необходимость посещения музейных пространств. Однако экскурсии по музейным залам могут быть как виртуальные, так и традиционные. Рассмотрим специфику использования обоих вариантов.
Сначала о традиционных экскурсиях. Бывает грустно, когда обучающиеся возвращаются из поездок с «нулевым» приобретением знаний. Конечно, учитель составляет перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать ответ после поездки на экскурсию или в музей, но после того, как один из учеников на обратном пути с очередной экскурсии попросил вкратце рассказать, где мы были и что смотрели (для отчета родителям), стало понятно, что необходимо попытаться что-то предпринять для устранения подобных казусов. Я обратилась к своему опыту посещения новых мест.
После принятия решения осуществить поездку в какое-либо место взрослый человек начинает планомерно собирать информацию об этом месте с той целью, чтобы можно было не только посмотреть что-либо, но и увидеть самое интересное и важное! «Это путь познания, способ организации процесса познания» [2]. Но ведь это элементы проектной деятельности! «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления» [2].
В рамках традиционного урока по истории и культуре Санкт-Петербурга проектную деятельность трудно осуществить, так как практически каждый урок – это урок получения новых знаний. Поэтому, безусловно, проектная деятельность – это, прежде всего, внеклассная работа. Следует отметить, что современным детям не очень хочется тратить свободное время на различные проекты, заниматься исследовательской деятельностью. К этому склонны лишь единицы. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где и как я могу эти знания применить», – вот основной тезис современного понимания метода проектов [2]. И некоторые учащиеся откликаются на эту идею и принимают этот тезис, они понимают, что полученные навыки исследовательской работы пригодятся им в жизни.
Итак, цель проектной деятельности под условным названием «Музей» – научиться не только смотреть, но еще и видеть, научиться не только слушать, но и слышать.
Данный проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или парную, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это информативно-исследовательский проект. Учитель подсказывает источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
Реализация данного проекта начинается с выбора музейного пространства, затем осуществляется сбор и систематизация информации, причем учитель заранее адресует поиск учащихся в нужное русло, определив круг вопросов. И только после такого заочного знакомства с конкретным объектом, учащиеся направляются на экскурсию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это может быть отчет в виде текстового документа или в виде презентации. Учащиеся защищают творческие отчеты, причем они с удовольствием демонстрируют свои знания в области информационно-коммуникативных технологий.
На экскурсиях учащиеся стали задавать больше вопросов. Для меня было настоящим подарком, когда экскурсовод, задав встречный вопрос: «А вы уже здесь были?», услышала в ответ: «Нет, мы по этой теме книги читали».
Несколько слов о виртуальных экскурсиях. Этот вид проектной деятельности можно использовать в урочной деятельности в качестве опережающего задания. Учащимся предлагается создать виртуальную экскурсию по темам уроков. Причем такая экскурсия проводится на уроке, и дети получают возможность продемонстрировать свои находки всему классу. Развивая и совершенствуя навыки публичного выступления, обучающиеся используют мультимедиа технологии как составную часть проектной деятельности. Творческие работы и проекты учеников, выполненные с использованием ИКТ (чаще всего виртуальная экскурсия создается в программе Power Point или в программе Movie Maker), пополняют банк наглядного, демонстрационного, иллюстративного материала и позволяют реализовать межпредметные связи в преподавании предмета и обогатить техническую и методическую базу учебного кабинета.
Таким образом, можно констатировать, что проектная деятельность не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить определенную тему, но вместе с тем значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, эффективно стимулирует развитие их индивидуальных талантов и способностей.
Использованная литература:
1. Введенская Л.А. Китайские пословицы, поговорки. – Ростов: Ростовское книжное издательство, 1959. – 120 с.
2. Полат Е.С. Метод проектов. http://ciospbappo.narod.ru/ege/docs2/projects.htm
|