Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.05.2024
23:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Саидахмедова Р.А. Изучение уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
29.04.2019, 19:23

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Саидахмедова Р.А.

Коммуникация – одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условия его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. В связи с этим проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становиться особо актуальной на современном этапе.

В ФГОС ДО введено понятие «социально-коммуникативное развитие дошкольников», задачи которого: · развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; · развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры.

Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, воспитанников ДОУ средствами сюжетно-ролевой игры.

Задачи опытно-поискового исследования:

1. Определить этапы, подобрать методы и методику исследования развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать выборку испытуемых и выявить первоначальный уровень развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

В исследовании использовались следующие методы: 1. эмпирические; 2. изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; 3. изучение документации на детей, участвовавших в исследовании; 4. проведение исследовательской методики по теме исследования. 5. анализ полученных результатов.

Для исследования использована методика «Игровая комната», направленная на выявление коммуникативных умений детей в процессе игры. Инструкция: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в волшебную комнату, где собраны все игры и игрушки. Ты можешь туда прийти и делать все, что захочешь. Но есть два условия. 1) Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой того, кого ты захочешь. 2) Все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам». Затем задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?». Если ребенок называет имена детей, например: «Возьму Сашу и Вову», то важно уточнить, что это за дети (из группы детского сада, соседи; родственники; знакомые по даче и т.п.); какого они возраста (такого же или старше, младше). После этого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?». После ответа ребенка, (например: «Играть в машинки») следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем экспериментатор продолжает: «Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?» Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать. После третьего предложения ему говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?». В заключение ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще пригласит его в свой замок.

При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры:

1. Инициатива и позиция в общении. Ребенок, который легко вносит разнообразные (например, в первый раз – играть в дочки-матери, второй – в прятки, третий – в доктора и т.п.), четкие по замыслу (может рассказать, как будет идти игра) предложения по совместной игре, в реальности будет инициативным (предложит другим разные игры). Как правило, такие дети принимают на себя главные роли в игре и занимают ведущую позицию в общении как на положительном уровне (доброжелателен, склонен решать конфликты, учитывать мнения других и т.п.), так и на отрицательном (авторитарен, стремится достичь своей цели любыми средствами: криком, физической силой и т.п.). (3 балла).

Дети, предлагающие 1-2 варианта игры и не всегда представляющие себе ее ход, затрудняющиеся или отказывающиеся распределить роли, скорее всего, будут менее активны, не выступают организаторами игры, а лишь поддерживая ее, внося предложения только с принятой ими ролью, а не по всей игре в целом. Они выбирают средние по значимости роли (помощников главных персонажей) и занимают подчинительную позицию в общении. Такие дети обычно не пользуются у сверстников большой популярностью, но и не оказываются в изоляции, т.е. занимают среднее положение в структуре групповых взаимоотношений. (2 балла).

Когда дети отказываются от проявлений инициативы (не знают, во что играть, во что хотят все, в то и буду играть), предлагают, в лучшем случае 1 вариант игры (например, первый раз – играть в машинки, второй раз – в другие машинки и т.п.), не могут рассказать о замысле игры, то и в реальной игре они пассивны, им достаются второстепенные, малопривлекательные роли, подчинительная позиция в общении. Недостаточно сформированные игровые навыки обуславливают нежелание других с ним взаимодействовать. (1 балл).

2. Благополучие общения. По тому, сколько партнеров и кого именно для воображаемой игры выбирает ребенок, можно судить о его благополучии в общении. Если ребенок легко выбирает партнеров-ровесников, он успешен в общении, у него благополучные отношения со сверстниками (3 балла).

Когда ребенок долго обдумывает свой выбор, берет с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника и / или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от него по возрасту, или детей, с которыми он не имеет постоянных контактов (сосед по даче), то это может свидетельствовать о каких-то трудностях, возникающих у него при общении (в первую очередь с ровесниками), и об относительном неблагополучии его взаимоотношений с детьми (2 балла).

Очень неблагополучный в общении со сверстниками ребенок, как правило, отказывается кого-нибудь взять с собой (один буду играть), иногда берет с собой только свою собаку или взрослых (маму, бабушку, экспериментатора и т.п.) (1 балл).

3. Развитие игровых навыков. Умение детей включаться в сюжетно-ролевую игру или в игру с правилами, распределять роли, разворачивать сюжет игры.

Высокий уровень: дети могут предложить несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказать, хотя бы в общих чертах, о ходе игры, ее правилах, распределении ролей. (3 балла).

Средний: дети могут предложить 1 вариант игры с правилами (2 балла).

Низкий: дети предлагают манипулятивные (машинки катать) или деструктивные (подушками кидаться) игры (1 балл).

Выводы об уровне развития коммуникативных умений: Высокий – 8-9 баллов; Средний – 5-6 баллов; Низкий – 2-3 балла. В результате проведенной первичной психодиагностики получены результаты: · высокий уровень развития коммуникативных умений 36% детей (9 человек); · средний уровень 24% детей (6 человек); · низкий 40% детей (10 человек).

Анализируя полученные при проведении психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (64%) преобладает низкий и средний уровень развития коммуникативных умений. В процессе обследования данные дети предлагали один-два варианта игры и не всегда могли рассказать ее ход, затруднялись или отказывались распределить роли, долго обдумывали свой выбор, брали с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от них по возрасту. Иногда предлагали манипулятивные или деструктивные игры. У остальных детей (36%) - высокий уровень. В процессе обследования данные дети предлагали разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре. Они легко выбирали партнеров-ровесников, предлагали несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, с правилами.

Заключение. Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры в ДОУ. В данном психолого-педагогическом исследовании принимала участие группа из 25 детей. По итогам психодиагностического исследования можно сделать вывод о том, что дети данной группы нуждаются в занятиях по развитию коммуникативных умений навыков общения.

Использованная литература:

1. Абрамова Н.В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре. – М.: Дошкольное воспитание №3, 1996.

2. Аванесова В.Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей. \ В кн. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981.

3. Баранов С.П. Педагогика. – М.: 1987.

4. Богуславская Н.Г. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург, 1997.

5. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: 1981.

 

 

 

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 279 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz