ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Саидахмедова Р.А.
Коммуникация – одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условия его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. В связи с этим проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становиться особо актуальной на современном этапе.
В ФГОС ДО введено понятие «социально-коммуникативное развитие дошкольников», задачи которого: · развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; · развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры.
Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, воспитанников ДОУ средствами сюжетно-ролевой игры.
Задачи опытно-поискового исследования:
1. Определить этапы, подобрать методы и методику исследования развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать выборку испытуемых и выявить первоначальный уровень развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
В исследовании использовались следующие методы: 1. эмпирические; 2. изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; 3. изучение документации на детей, участвовавших в исследовании; 4. проведение исследовательской методики по теме исследования. 5. анализ полученных результатов.
Для исследования использована методика «Игровая комната», направленная на выявление коммуникативных умений детей в процессе игры. Инструкция: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в волшебную комнату, где собраны все игры и игрушки. Ты можешь туда прийти и делать все, что захочешь. Но есть два условия. 1) Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой того, кого ты захочешь. 2) Все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам». Затем задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?». Если ребенок называет имена детей, например: «Возьму Сашу и Вову», то важно уточнить, что это за дети (из группы детского сада, соседи; родственники; знакомые по даче и т.п.); какого они возраста (такого же или старше, младше). После этого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?». После ответа ребенка, (например: «Играть в машинки») следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем экспериментатор продолжает: «Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?» Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать. После третьего предложения ему говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?». В заключение ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще пригласит его в свой замок.
При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры:
1. Инициатива и позиция в общении. Ребенок, который легко вносит разнообразные (например, в первый раз – играть в дочки-матери, второй – в прятки, третий – в доктора и т.п.), четкие по замыслу (может рассказать, как будет идти игра) предложения по совместной игре, в реальности будет инициативным (предложит другим разные игры). Как правило, такие дети принимают на себя главные роли в игре и занимают ведущую позицию в общении как на положительном уровне (доброжелателен, склонен решать конфликты, учитывать мнения других и т.п.), так и на отрицательном (авторитарен, стремится достичь своей цели любыми средствами: криком, физической силой и т.п.). (3 балла).
Дети, предлагающие 1-2 варианта игры и не всегда представляющие себе ее ход, затрудняющиеся или отказывающиеся распределить роли, скорее всего, будут менее активны, не выступают организаторами игры, а лишь поддерживая ее, внося предложения только с принятой ими ролью, а не по всей игре в целом. Они выбирают средние по значимости роли (помощников главных персонажей) и занимают подчинительную позицию в общении. Такие дети обычно не пользуются у сверстников большой популярностью, но и не оказываются в изоляции, т.е. занимают среднее положение в структуре групповых взаимоотношений. (2 балла).
Когда дети отказываются от проявлений инициативы (не знают, во что играть, во что хотят все, в то и буду играть), предлагают, в лучшем случае 1 вариант игры (например, первый раз – играть в машинки, второй раз – в другие машинки и т.п.), не могут рассказать о замысле игры, то и в реальной игре они пассивны, им достаются второстепенные, малопривлекательные роли, подчинительная позиция в общении. Недостаточно сформированные игровые навыки обуславливают нежелание других с ним взаимодействовать. (1 балл).
2. Благополучие общения. По тому, сколько партнеров и кого именно для воображаемой игры выбирает ребенок, можно судить о его благополучии в общении. Если ребенок легко выбирает партнеров-ровесников, он успешен в общении, у него благополучные отношения со сверстниками (3 балла).
Когда ребенок долго обдумывает свой выбор, берет с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника и / или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от него по возрасту, или детей, с которыми он не имеет постоянных контактов (сосед по даче), то это может свидетельствовать о каких-то трудностях, возникающих у него при общении (в первую очередь с ровесниками), и об относительном неблагополучии его взаимоотношений с детьми (2 балла).
Очень неблагополучный в общении со сверстниками ребенок, как правило, отказывается кого-нибудь взять с собой (один буду играть), иногда берет с собой только свою собаку или взрослых (маму, бабушку, экспериментатора и т.п.) (1 балл).
3. Развитие игровых навыков. Умение детей включаться в сюжетно-ролевую игру или в игру с правилами, распределять роли, разворачивать сюжет игры.
Высокий уровень: дети могут предложить несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказать, хотя бы в общих чертах, о ходе игры, ее правилах, распределении ролей. (3 балла).
Средний: дети могут предложить 1 вариант игры с правилами (2 балла).
Низкий: дети предлагают манипулятивные (машинки катать) или деструктивные (подушками кидаться) игры (1 балл).
Выводы об уровне развития коммуникативных умений: Высокий – 8-9 баллов; Средний – 5-6 баллов; Низкий – 2-3 балла. В результате проведенной первичной психодиагностики получены результаты: · высокий уровень развития коммуникативных умений 36% детей (9 человек); · средний уровень 24% детей (6 человек); · низкий 40% детей (10 человек).
Анализируя полученные при проведении психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (64%) преобладает низкий и средний уровень развития коммуникативных умений. В процессе обследования данные дети предлагали один-два варианта игры и не всегда могли рассказать ее ход, затруднялись или отказывались распределить роли, долго обдумывали свой выбор, брали с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от них по возрасту. Иногда предлагали манипулятивные или деструктивные игры. У остальных детей (36%) - высокий уровень. В процессе обследования данные дети предлагали разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре. Они легко выбирали партнеров-ровесников, предлагали несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, с правилами.
Заключение. Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры в ДОУ. В данном психолого-педагогическом исследовании принимала участие группа из 25 детей. По итогам психодиагностического исследования можно сделать вывод о том, что дети данной группы нуждаются в занятиях по развитию коммуникативных умений навыков общения.
Использованная литература:
1. Абрамова Н.В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре. – М.: Дошкольное воспитание №3, 1996.
2. Аванесова В.Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей. \ В кн. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981.
3. Баранов С.П. Педагогика. – М.: 1987.
4. Богуславская Н.Г. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург, 1997.
5. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: 1981.
|