Главная
Регистрация
Вход
Пятница
10.05.2024
07:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Шафикова Р.Г. Из личного опыта работы по нравственному воспитанию школьников.
30.08.2019, 18:08

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИТВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА РАБОТЫ

ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

доклад на школьном методическом объединении

Шафикова Р.Г.

Уже несколько лет я работаю в классе детей с задержкой психического здоровья. Особенность заключается в том, что одновременно с этим я училась осваивать требования новых государственных образовательных стандартов – ФГОС. В рамках ФГОС усилилась воспитательная составляющая образования. За многие годы сложилась система воспитательной работы, в которой значительное место занимает проблема духовно-нравственного направления, к которому в наши дни проявляется повышенное внимание. Вследствие этого перед собой я поставила задачу – не просто воспитывать молодое поколение, а непременно воспитывать в правильном русле. Помимо приобретаемых знаний необходимо вложить в ребят еще и духовно-нравственные ценности, которые пригодятся им на всем жизненном пути. Нужно воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими, быть патриотами своей Родины.

В духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Необходимым условием формирования духовно-нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе чего ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. В этом направлении в классе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Хочется поделиться опытом проведения одного из классных часов, тема которого – беседа с элементами игры «Школьный этикет». Форма его проведения была перенята у телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?». Классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно – нельзя?”. На классной доске помещен рисунок с изображением совы – символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы размещались вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета – символа детской радости, счастья. Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята.

Примеры заданий.

1. Ира рассказывает Полине про свою, как она говорит, бывшую подругу Машу: «Ты знаешь, Поля, эта Маша такая неразговорчивая, никуда не ходит, ни с кем не общается – все учит свои уроки! Не буду я с ней дружить. Надоела она мне со своей учебой, завтра же от нее отсяду!» В этот момент Полина вспоминает: «Кстати, Ира, а ты подготовилась к завтрашней контрольной работе по математике?» Мимика Иры меняется, ее лицо приобретает выражение Лисы Патрикеевны: «Ой! Я совсем забыла… До завтра!» «Ты куда?» – спрашивает Полина. «Мне нужно позвонить Машеньке, она такая умничка. Спрошу, как идет подготовка к контрольной. Не с тобой же мне завтра садиться!»

2. Девочка Рита возмущенно жалуется маме: «В классе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову, я ему просто кричу: “Эй, ты!”»

После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” совы. В одном из конвертов было сразу три вопроса, что означало блицтурнир. В другом конверте была команда провести музыкальную паузу, во время которой мы с удовольствием исполнили песню «Улыбка». Такая форма проведения разнообразила наши традиционные классные часы и вызывала интерес даже у пассивных ребят.

Говоря о духовно-нравственном развитии и воспитании личности, нельзя забывать о семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. «И хорошее, и плохое человек получает в семье» – эти слова знакомы каждому. Но несмотря на то, что семья является главной средой формирования личности, она не может создать условия для формирования личности всесторонне развитой, активной, творческой. Так и школа максимально талантливыми воспитателями не может изолированно от семьи дать качественное развитие ученика. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит, помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией. Здесь предполагается повышение внимания к семье со стороны школы, за счет изменения взаимоотношений между ними, содержания и форм совместной работы. Возникает необходимость в новых подходах в организации работы с семьей. Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит и от педагогической грамотности родителей. Родителям трудно обойтись без изучения психологического и физического развития их ребенка, формирования мировоззрения подрастающего поколения, характера, личностных качеств. Поэтому в моей работе значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости и поведение детей, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся психологические игры-тренинги, тестирование. В своей практике воспитательной работы я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи. Традиционным стал праздник «День именинника», который проходит с приглашением родителей. Но семья – это не только мама и ребенок. Как правило, именно отец прививает навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в детях чувство долга, выводит интересы ребенка за порог собственного дома. Детям совершенно необходим зримый пример мужского поведения. Мужская требовательность тем и хороша, что в ней меньше педантизма, скучной назидательности. К сожалению, в последнее время утрачивается роль отца как главы семейства. Одни уходят из семьи, другие ссылаются на занятость в работе, в результате папы остаются в стороне от воспитания своих детей. Теряется, конечно, в глазах детей и авторитет отца, он становится только источником дохода.

Много мероприятий проходит и вне школы. Это и походы в природу, экскурсии в районный краеведческий музей. Ежегодно дети участвуют в конкурсах изобразительного творчества, где занимают призовые места: муниципальная Рождественская выставка умельцев «Теплый дом», республиканский конкурс детского рисунка и плаката «Наших дедов славные победы», Всероссийский творческий конкурс «День Победы». И здесь родители тоже помогают с воплощением фантазий и выдумки в действительность. В конце учебного года я подводила итоги, было ли интересно жить ребятам в школе, для этого предложила детям анкету. Первый вопрос был такой: «Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились?» Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год. На вопрос «Чему научили тебя наши дела?» дети написали, что они научились любить Родину, свой город, охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют договариваться, ссорятся в основном из-за недостатка коммуникативных умений. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов способствует изучение народной культуры, формируя навыки межличностного общения, помогая вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности: петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки.

Системообразующим видом деятельности по освоению традиций и ценностей народной культуры является познавательная коллективная деятельность. Рассказы о праздниках Курбан-байрам, Ураза-байрам, Пасха, народном календаре, изобразительном прикладном искусстве, как части народной культуры, Проводах зимы, Святках – главном зимнем празднике, Рождестве, Крещении, Масленице, русской избе, русском, башкирском, татарском и других народных костюмах, головных уборах, семье, рождении ребенка, семейных традициях, и др. сопровождаются видеороликами и презентациями. Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, цель которого – воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, Республике Башкортостан, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения. В этом плане в классе проводится с детьми немало мероприятий. Наиболее яркие из них: уроки Памяти, конкурсы рисунков «Война глазами детей» и др. И закончить свой доклад я хотела бы словами старца Никона Беляева. Он пишет: «Состояние духовного человека – это, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно-нравственном воспитании, нужно чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному».

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 258 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz