Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
08:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Симигина Т.М. Изучение малых форм фольклора в начальных классах
11.10.2019, 23:11

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Симигина Т.М.

Фольклор – это устное народное творчество, которое уходит корнями в историю народа. Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной. Практика речевого общения показывает, что не все школьники младшего возраста разбираются в жанрах малых форм фольклора и владеют ими: не могут определить значение слова и пословицы; загадку отгадывают неверно и не доказывают отгадку; практически не знают пословиц, загадок, считалок и т.д. Дети знают много считалок, предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало знакомы. Спрашивают: «А что такое пословицы?» Путают между собой: «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю» и называют поддевки (дразнилки). Дети практически не знают колыбельных песен. На вопрос, «какие колыбельные песни ты знаешь», поют любые песни, называя их «ласковыми», либо «Спят усталые игрушки…». Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора в начальной школе.

В беседах с родителями было выяснено, что дети практически не используют малые формы фольклора для самостоятельного чтения, практически не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют «Сороку-белобоку…». Таким образом, родители и дети не используют полностью развивающий потенциал малых форм фольклора, в том числе и для развития речи. Поэтому появилась необходимость разработать комплексную методику развития речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора.

Предполагаются два этапа работы: 1. Подготовительный этап. 2. Основной этап (непосредственно обучение): на уроках, в повседневной жизни.

1-й Подготовительный этап включает в себя создание альбома-передвижки по пословицам и поговоркам. Каждый ребенок может взять альбом-передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. Дети рисуют рисунки к этим формам фольклора и объясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют.

На 2-м этапе работа организована на занятиях. Сначала следует рассмотреть пословицы и поговорки, которые у младших школьников вызывают затруднения в понимании и интерпретировании их значений. В работе с пословицами можно использовать иллюстрации, картинки. Подбирается к уроку одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика. К одной картинке берется ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Любишь кататься, люби и саночки возить. Хочешь есть калачи, не лежи на печи. А можно взять одну пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих ее смысл, например: Семь раз примерь, один раз отрежь. В большом деле и маленькая помощь дорога. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознается ее обобщенность и многозначность.

Использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, образное мышление, творческое воображение. После того, как учащимся показали примеры такой работы, они могут сопоставлять пословицы и иллюстрации самостоятельно.

Другой вид работы – соотнести номера пословиц и иллюстрации к ним: определить соответствие или несоответствие иллюстраций предложенным пословицам. Результаты заносятся на карточку, которую получает каждый учащийся, где размещают пронумерованные столбики: пословицы и иллюстрации. Напротив каждого номера пословицы ученик пишет номер иллюстрации, которая, по его мнению, соответствует данной пословице. Если же он считает, что нет иллюстрации к какой-либо пословице, то напротив номера этой пословицы ставится знак «—» (минус). На доске даны пословицы: а) Дело мастера боится. б) Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. в) Поспешишь – людей насмешишь. Рядом выставлены следующие иллюстрации: 1) Мальчик мастерит кормушку для птиц и радостно улыбается. 2) В доме у окна, подперев щеку рукой, сидит девица; со скучающим видом, она смотрит в окно. У лавки, где она сидит, валяется брошенный веник. В доме не прибрано. А за окном в пруду бабы полощут белье, кто-то моет коня, кто-то ловит рыбу. Мимо окна улыбающаяся девица несет на коромысле воду. 3) Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Но пока он приделывал его к дереву, крышка отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика.

Пословицы имеют живописную форму, они способны рисовать жизнь, не прибегая к описанию. Стремясь к более яркой выразительности, в пословицах происходит сопоставление двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет. Речи – как мед, а дела – как полынь. Чужая душа – потемки. Спи камешком, вставай перышком.

В работе над сравнениями в пословицах используются разные задания, например. Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения: Друг не испытанный, что ... Дурную славу нажить, как ... За старой головой, как ...

Другая малая форма фольклора, которую обучающиеся изучают на уроке, – это потешки, где проявляется опыт традиционной практики психического воздействия на ребенка. Первоначально ученики для определения структуры жанра потешки знакомятся с предлагаемыми им текстами, а потом шаг за шагом пытались выделить задачу каждой отдельно взятой потешки, стремясь понять, зачем люди придумали ту или иную из них. Так, например, по прочтении потешки «Ладушки» ребята объясняют: «ее придумали для того, чтобы играть с малышом», но и показывают, как играть. Эти практические действия помогли ученикам понять задачу кажущейся простой потешки: понимать человеческую речь. Интересно, что при исполнении круговых движений пальцев на ладони ребенка происходит воздействие на нервные окончания, что благоприятно сказывается на развитии слуха и речи. За весь урок знакомства с потешками дети через конкретные задачи отдельных потешек выходят на общую задачу всего жанра – весело учить ребенка жестам, движениям, учить понимать человеческую речь и выполнять команды «слова».

Следующая форма фольклора для работы на занятиях – скороговорки. Подбирать их необходимо на те звуки, которые часто неверно произносятся детьми. На первом этапе их рекомендуется произносить медленно, работая над каждым звуком\словом, выделяя звуки при многократном повторении. Это могут быть такие скороговорки: (ш)-(с) – Шла Саша по шоссе и сосала сушку. (щ)-(ч) – Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока (Маршак С.Я.). (ж) – Жук жужжит под абажуром, жужжит жужелица, жужжит кружится. (ш) – Шесть мышат в уголке шуршат. (с)-(з)-(ц) – Стоит воз овса, возле воза – овца. (ж)-(ш) – Змея шипит, а жук жужжит.

У каждой скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется, каждая из них решает свою задачу. Так в игре мы учим детей слышать, а это очень важный фактор в процессе всего обучения, это залог успеха. Работу над скороговорками следует разделить на три этапа. 1-й этап – динамика. Ученики говорят тихо, шепотом, потом громко, голосом изображая бой барабана: «Белые бараны били в барабаны». Произнесение тихо создает нужный образ: «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». Скороговорки «Проворонила ворона вороненка» и «От топота копыт пыль по полю летит» начать проговаривание громко, постепенно переходя на шепот, а потом на работу только губами. 2-й этап – работа над выразительностью речи, подбираются скороговорки, где есть вопрос или восклицание, их читают с чувством. Например: «Хохотушка буква Х рассмеялась: ха-ха-ха», «Встретил в чаще еж ежа: «Как погода, еж?» – «Свежа!» И пошли домой дрожа, Сгорбясь, съежась, два ежа! 3-й этап – работа над скоростью произношения коротких и длинных скороговорок. Крошка кошка на окошке кашку кушала по крошке. Вкусная халва мастеру хвала.

Научить ребенка говорить – значит научить, его мыслить. Таким образом, использование элементов народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию. Проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 410 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz