ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Слизун И.П.
За последние десятилетия в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать повседневные задачи, уметь работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и изменению условий на рынке труда.
Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решению задачи быстрого и качественного обучения. Важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», о чем идет речь в Стандартах второго поколения. Формирование УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть, они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Одной из действенных технологий формирования УДД является технология развития критического мышления (РКМ) – это набор особых приемов и стратегий, которые способствуют освоению нового способа познания, учат ребенка и направлены на достижение определенных образовательных результатов:
– умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
– умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
– умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
– умение решать проблемы;
– умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
– умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
– умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, сотрудничать и работать в группе и др.
Первоочередным правилом для учеников, обучающихся по развивающим технологиям РКМ, является самостоятельное осмысление информации. Рассмотрим формирование УУД с использованием технологии критического мышления с помощью приема «Зигзаг-1».
Фрагмент урока с использованием приема «Зигзаг-1»
Тема урока: «Природные зоны России. Природа степей» («Школа России», учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Мир вокруг нас. 4 класс»).
Оборудование:
1. Вопросы на цветных карточках с №1-№5.
2. Текст учебника с.114-118, фотографии растений и животных степи.
3. Листы презентации, маркеры, цветные магниты с номерами вопросов.
Цели фрагмента урока:
– изучить природные особенности зоны степей;
– развитие познавательного интереса, мыслительных навыков;
– развитие умений работы в группе, взаимообучения.
Х О Д У Р О К А
Учащиеся разделены на группы по 5 человек.
I этап. Постановка учебной проблемы
У ч и т е л ь. Перед вами карта природных зон России. Посмотрите на карту и скажите, какая зона расположена южнее зоны лесов. (Степь). В каком поясе Земли она находится? Подумаем, чем степь отличается от зоны лесов? Как растения и животные приспособились к жизни в степях?
II этап. Открытие нового знания
1. Стадия «Вызова» – в группы раздаются карточки с вопросами, индивидуальный вопрос каждому ученику в группе.
Карточка №1: Где расположена зона степей? Почему в степи не растут деревья?
Карточка №2: Каковы особенности климата в степной зоне?
Карточка №3: Рассмотрите растения степи. Назовите их. Как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи?
Карточка №4: Какие животные встречаются в степях? В чем видна их приспособленность к условиям жизни в степи?
Карточка №5: Приведите примеры экологических связей в степи.
Учащиеся читают вопросы, осознают их, пробуют сформулировать первые мысли.
2. Стадия «Осмысление». Идет индивидуальная работа в группах.
а) 10-15 минут учащиеся читают текст, отвечают на свои вопросы с краткими записями и схемами или схематическими рисунками (где возможно);
б) учащиеся переходят в группы «Экспертов» для обсуждения соответствующего номера вопроса (эксперты по вопросу №1, эксперты по вопросу №2 и т.д.). «Специалисты» по теме обсуждают вопрос и создают общую презентацию на листе ватмана в виде схем, рисунков, кластеров.
Готовые презентации учитель вывешивает на доске.
3. Стадия «Рефлексия». Учащиеся возвращаются в рабочие группы, поочередно рассказывают друг другу с 1-го по 5-й вопрос.
III этап. Тест (выбрать верный ответ)
1. Какое лето бывает в степи? 1) холодное и засушливое; 2) теплое и дождливое; 3) теплое и засушливое.
2. Каким является ветер-суховей? 1) сухим и холодным; 2) сухим и горячим;
3) сухим и теплым.
3. Какое травянистое растение не водится в степи? 1) ковыль; 2) типчак;
3) люцерна.
4. Какая птица является хищником? 1) серая куропатка; 2) степной жаворонок;
3) пустельга.
5. Какую птицу называют степным великаном? 1) страуса; 2) дрофу; 3) степного орла.
6. Какой грызун не водится в степи? 1) хомяк; 2) бурундук; 3) суслик.
7. Какой журавль обитает в степной зоне? 1) красавка; 2) стерх; 3) серый журавль;
8. Где степные птицы устраивают гнезда? 1) на деревьях; 2) на кустарниках;
3) на земле.
Заключение. Прием «Зигзаг-1», выстроенный в логике «вызов–осмысление–рефлексия», способствует развитию рефлексивных способностей, помогает овладеть умением учиться самостоятельно, развивает все универсальные учебные действия: познавательные (проблемное чтение, работа с информацией), регулятивные (планирование деятельности, овладение новым способом получения знания, контроль, оценка, саморегуляция), коммуникативные (работа в группах, обсуждение), личностные.
Данный метод способствует развитию памяти и самостоятельности мышления. При применении этого метода учитель выступает в роли организатора, а учащиеся осваивают взаимообучение.
Использованная литература:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. – М.: 2011. – 152 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: 1998. – 256 с.
|