Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.05.2024
18:06
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Слизун И.П. Формирование универсальных учебных действий с использованием технологии критического мышления
25.04.2019, 21:46

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Слизун И.П.

За последние десятилетия в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать повседневные задачи, уметь работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и изменению условий на рынке труда.

Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решению задачи быстрого и качественного обучения. Важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», о чем идет речь в Стандартах второго поколения. Формирование УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть, они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Одной из действенных технологий формирования УДД является технология развития критического мышления (РКМ) – это набор особых приемов и стратегий, которые способствуют освоению нового способа познания, учат ребенка и направлены на достижение определенных образовательных результатов:

– умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

– умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

– умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

– умение решать проблемы;

– умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

– умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

– умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, сотрудничать и работать в группе и др.

Первоочередным правилом для учеников, обучающихся по развивающим технологиям РКМ, является самостоятельное осмысление информации. Рассмотрим формирование УУД с использованием технологии критического мышления с помощью приема «Зигзаг-1».

Фрагмент урока с использованием приема «Зигзаг-1»

Тема урока: «Природные зоны России. Природа степей» («Школа России», учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Мир вокруг нас. 4 класс»).

Оборудование:

1. Вопросы на цветных карточках с №1-№5.

2. Текст учебника с.114-118, фотографии растений и животных степи.

3. Листы презентации, маркеры, цветные магниты с номерами вопросов.

Цели фрагмента урока:

– изучить природные особенности зоны степей;

– развитие познавательного интереса, мыслительных навыков;

– развитие умений работы в группе, взаимообучения.

Х О Д У Р О К А

Учащиеся разделены на группы по 5 человек.

I этап. Постановка учебной проблемы

У ч и т е л ь. Перед вами карта природных зон России. Посмотрите на карту и скажите, какая зона расположена южнее зоны лесов. (Степь). В каком поясе Земли она находится? Подумаем, чем степь отличается от зоны лесов? Как растения и животные приспособились к жизни в степях?

II этап. Открытие нового знания

1. Стадия «Вызова» – в группы раздаются карточки с вопросами, индивидуальный вопрос каждому ученику в группе.

Карточка №1: Где расположена зона степей? Почему в степи не растут деревья?

Карточка №2: Каковы особенности климата в степной зоне?

Карточка №3: Рассмотрите растения степи. Назовите их. Как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи?

Карточка №4: Какие животные встречаются в степях? В чем видна их приспособленность к условиям жизни в степи?

Карточка №5: Приведите примеры экологических связей в степи.

Учащиеся читают вопросы, осознают их, пробуют сформулировать первые мысли.

2. Стадия «Осмысление». Идет индивидуальная работа в группах.

а) 10-15 минут учащиеся читают текст, отвечают на свои вопросы с краткими записями и схемами или схематическими рисунками (где возможно);

б) учащиеся переходят в группы «Экспертов» для обсуждения соответствующего номера вопроса (эксперты по вопросу №1, эксперты по вопросу №2 и т.д.). «Специалисты» по теме обсуждают вопрос и создают общую презентацию на листе ватмана в виде схем, рисунков, кластеров.

Готовые презентации учитель вывешивает на доске.

3. Стадия «Рефлексия». Учащиеся возвращаются в рабочие группы, поочередно рассказывают друг другу с 1-го по 5-й вопрос.

III этап. Тест (выбрать верный ответ)

1. Какое лето бывает в степи? 1) холодное и засушливое; 2) теплое и дождливое; 3) теплое и засушливое.

2. Каким является ветер-суховей? 1) сухим и холодным; 2) сухим и горячим;

3) сухим и теплым.

3. Какое травянистое растение не водится в степи? 1) ковыль; 2) типчак;

3) люцерна.

4. Какая птица является хищником? 1) серая куропатка; 2) степной жаворонок;

3) пустельга.

5. Какую птицу называют степным великаном? 1) страуса; 2) дрофу; 3) степного орла.

6. Какой грызун не водится в степи? 1) хомяк; 2) бурундук; 3) суслик.

7. Какой журавль обитает в степной зоне? 1) красавка; 2) стерх; 3) серый журавль;

8. Где степные птицы устраивают гнезда? 1) на деревьях; 2) на кустарниках;

3) на земле.

Заключение. Прием «Зигзаг-1», выстроенный в логике «вызов–осмысление–рефлексия», способствует развитию рефлексивных способностей, помогает овладеть умением учиться самостоятельно, развивает все универсальные учебные действия: познавательные (проблемное чтение, работа с информацией), регулятивные (планирование деятельности, овладение новым способом получения знания, контроль, оценка, саморегуляция), коммуникативные (работа в группах, обсуждение), личностные.

Данный метод способствует развитию памяти и самостоятельности мышления. При применении этого метода учитель выступает в роли организатора, а учащиеся осваивают взаимообучение.

Использованная литература:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. – М.: 2011. – 152 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: 1998. – 256 с.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 294 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz