Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
16:39
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019

Тимонина Т.И. Стимулирование педагогической культуры у родителей дошкольников
17.09.2019, 12:23

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019 

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тимонина Т.И.

Суть сотрудничества специалистов ДОУ с родителями малышей – вовлечение взрослых в общий, совместно с детским садом, воспитательный процесс, чтобы у мам и пап возникла заинтересованность в успешности этого начинания. За последнее время разъяснение необходимой взаимодеятельности системы «дом-ДОУ» стало насущной проблемой. Специалисты по воспитанию, педагоги и психологи, искренне встревожены нарастающей с каждым годом отстраненностью родителей от интересов своих детей. Хотя обязанности родителей четко указаны в Семейном кодексе РФ, где прямо подчеркивается исключительная, первичная роль семьи: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» (Ст. 63).

К сожалению, приходится констатировать, что у довольно значительной части мамочек действительно наблюдается очень поверхностное отношение к собственным детям. Порой у молодых привлекательных женщин даже большее внимание приковано к личному мобильному телефону, а не к такой, постоянно требующей мелких забот и ухаживаний, «игрушке», как ребенок. Там, в глубинах Интернета, все интересно, познавательно, мажорно – сплетни, некий «высший свет», гламур и т.д. А ребенок требует, чтобы мама «опустилась на землю», встав вровень с его, казалось бы, – незначительными проблемами: первыми жизненными опытами, как положительными, так и отрицательными, сомнениями, желаниями, здоровьем, ростом познавательной активности. Конечно, это требует немалых усилий от родителей. Чтобы постичь потребности личности маленького человека, надо, как говорят актеры, «влезть в его шкуру и походить в ней», а это не так просто!

Вопросы единства педагогической направленности родителей и ДОУ стали темой обсуждения VI Всероссийского форума-конференции «Воспитатели России», который состоялся 1 сентября 2019 г. на ВДНХ. На повестке дня приоритетными были два вопроса: 1) практика вовлечения родителей в образовательную деятельность; 2) консультативная поддержка родителей детей раннего возраста, детей с ОВЗ. Все это напрямую соответствует главным направлениям, которых должны придерживаться сегодня педагоги-практики ДОУ. Собственно говоря, сотрудничество с родителями всегда присутствовало в работе воспитателя, начиная с утреннего приветствия, озабоченностью тем, какое у ребенка самочувствие и настроение, и до конца рабочей смены, когда воспитанник возвращается в родительские руки. Параллельно с этим происходит контакт еще и с мамой малыша.

В этот возрастной период для ребенка как никогда бывает важен пример родителей: не просто, ЧТО мама сказала, а еще и то, КАК она сказала – нахмурившись, раздраженно или с улыбкой, радуясь встрече с дитятком. Приводит мама ребенка утром в добром настроении – почти весь день он проводит по инерции на таком позитивном настрое. Провинился с утра, а мама показала свой характер чересчур строго, – и ее кроха ходит неулыбой, чуть ли с невыплаканными слезами на глазах. Как совершенно справедливо отмечал великий педагог В.А. Сухомлинский, «дети учатся смотреть на мир глазами родителей; для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, а не нотацией, как относиться к близким и поступать в разных случаях».

Как же воспитатель в детском саду может способствовать созданию нужного альянса с родителями? Вариантов здесь не так много. Конечно, какие-то общие рекомендации реально вывесить в «Родительском уголке». Конечно, задумать и провести симпатичное и полезное мероприятие, где и дети, и мамы объединены едиными делами, усилиями и успехами. Такие события, как правило, становятся памятными и для больших, и для маленьких. Но главным приемом, конечно, всегда являлась и остается по сей день личная консультация, индивидуальная работа.

Встречается воспитатель вечером с мамой, которая за ребенком пришла, непременно у нее возникает вопрос к малышу: «Ну, как ты сегодня, все в порядке? Что интересного было?» И, само собой, аналогичный вопрос к воспитателю: «Все ли в порядке?»

И здесь педагог может и должен проявить просто-таки свой личный дипломатический дар. Ведь ребенок до 7 лет – удивительно чуткое существо. Даже если и приходилось с ним в течение дня решать какие-то непростые вопросы – по поведению, прилежанию, по режиму дня – все равно ответ маме надо выстроить в поощрительном ключе: «Все в порядке! Молодец! Сегодня старался! И т. д.»

Иначе мама может просто принять какое-то замечание «к сведению» и в домашней обстановке пожурить ребенка, а то и побранить его, не выбирая безобидных слов. Я сталкивалась с ситуацией, когда ребенок вдруг подходил ко мне и, встревоженно глядя, спрашивал: «А правда, – я плохой?» Откуда у него эта неожиданная установка? В группе ему такого не говорили. Вывод один – кто-то из взрослых его воспитывал дома и не удержался от подобной резкости. А в память малыша эта характеристика, видать, зацепилась занозой, он ее в сознании много раз перемалывал и ко мне подошел – услышит подтверждение на нее или нет? Так, неожиданно для себя самих и для ребенка, родители могут сформировать у него неоправданно заниженную самооценку. Приходится мнение на тему «Я плохой?» опровергать, приводя примеры из того, что хорошего смог сделать малыш за последнее время.

Я, например, совершенно уверена, что плохих детей не бывает, бывают плохие родители. И какие-то промахи в состоянии и поведении ребенка-дошкольника возникают по вине родителей. Важно, что в дошкольном детстве еще многие поведенческие направления, даже порой негативные, можно еще перевести в нужное русло. Поэтому с родителями приходится проводить воспитательную работу не меньше, чем с детьми. Необходимо только понимать, что рекомендации по воспитанию нельзя транслировать напрямую, в лоб. Можно даже не обрисовывать маме конкретный момент, который вызвал у вас тревогу, а корректно сказать: «Вы, пожалуйста, присмотритесь…» к тому или к другому. Внимательная мама или бабушка обязательно примет этот совет к сведению. Но, повторяю, в таких рекомендациях высказывания педагога должны быть максимально деликатными.

Очень огорчает тот факт, что родители пренебрегают посильным художественным воспитанием в домашних условиях. Например, все дети без исключения дети любят, когда им рассказывают сказку или читают вслух книжку. Казалось бы – чего проще: долгим зимним вечером обнять малыша и в очередной раз прочитать ему любимую сказку! А когда я укладываю их спать в тихий час, то даже самые подвижные дети с удовольствием слушают, как им напеваешь колыбельную песенку. Думается, в каждом ребенке срабатывает природный инстинкт, заложенный в человеке еще в языческую пору: колыбельная песня страхи отгоняет, добрый сон навевает. Но наряду с этим поделюсь горькой ноткой. Много раз я спрашивала у детей: «А вам мамы поют колыбельные песенки перед сном? А сказки читают?» И почти всегда слышала в ответ разочарованное: «Не-е-ет…». Поэтому в диалогах с мамами я постоянно напоминают им: старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком, читайте ему, пойте известные вам песенки. Это и словарный запас расширяет, и интеллектуальную сферу, а самое главное – способствует развитию вашей с ребенком коммуникативности.

Иногда мамы возражают: «Когда мне с ним разговаривать? Я весь день работаю!» На это возражение еще сам В.А. Сухомлинский давал ответ – а по дороге в детский сад и обратно! Постарайтесь не только лужи под ногами рассматривать, а поднимите глаза и посмотрите, к примеру, на облака – на что они похожи: на человечков или на зверушек каких-то. Будет совсем отлично, если, рассматривая природный объект, мама вспомнит детское четверостишие на нужную тему, скажем, из В.В. Маяковского:

«Плыли по небу тучки,

Тучек – четыре штучки.

От первой до третьей – люди,

Четвертая была – верблюдик.

И к ним, любопытством объятая,

По дороге пристала пятая,

И от нее в небосинем лоне

Разбежались за слоником слоник».

Думается, ваши знания в области художественной педагогики приведут малыша в настоящий восторг: и тучки красивые не ходу рассмотрел, и мамой гордиться можно!

Обидно бывает, когда наши рекомендации по поводу ребенка мамы предпочитают просто игнорировать. В первую очередь, это касается малышей с разным родом ОВЗ. Конечно, мама предпочитает не только сама быть уверенной, но и других уверять, что ее ребенок абсолютно здоров. Но ведь, находясь с ним целый день, воспитатель невольно видит, что в его поведении присутствуют не совсем, скажем так, правильные проявления. Приходится проводить (опять же – максимально деликатно!) беседы с мамой. На уровне «Вы, пожалуйста, сами присмотритесь…», «может быть, вам с нашим специалистом проконсультироваться…» и др. Но если мама попадается, что называется, упертая в своей правоте, утверждая «нет, он у меня умный, я знаю», то она просто действует во вред ребенку, теряя время. И если в дошкольный период ряд поведенческих проявлений можно было бы еще подкорректировать, то при поступлении в школу, такой малыш уже сразу попадает под прицел взгляда невролога и, как следствие, – его отсеивают для перевода в специальную школу.

Подводя итоги всему вышесказанному, следует вывод: работа с родителями по стимулированию и верному проявлению у них педагогической культуры – существенно важный и необходимый компонент повседневной практики педагога-дошкольника. Действуя в индивидуальном порядке, максимально деликатно направляя деятельность родителей у требуемое русло, педагог превращает их в добрых союзников, что задано требованиями ФГОС и в положительном плане отразится на воспитании детей.

Использованная литература:

1. Семейный кодекс. РФ, 2019.

2. Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика». СПб, 2017.

3. Маяковский В.В. Детям. (любое издание).

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 | Добавил: Admin
Просмотров: 246 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz