ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ТЮМЕНЦЕВА Ольга Николаевна – учитель начальных классов МБОУ СОШ №16 г. Иркутск. Педагогический стаж – 39 лет. 1-я квалификационная категория. Участник ряда творческих педагогических конкурсов.
ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Формы воспитательной работы с учащимися школы весьма многообразны и динамичны во времени. Форма – это способ организации воспитательного процесса, окружающий внутреннюю связь его элементов и характеризующий взаимоотношения педагогов и воспитанников. Формы делятся в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовая (фронтальная); групповая (кружковая); индивидуальная.
В зависимости от методов воспитательного воздействия формы делятся на: словесные (лекции, конференции); практические (экскурсии, конкурсы); наглядные (музеи, панно). Формы воспитательной работы различают и по времени воздействия на урочные и внеурочные (в том числе – внешкольные).
Эффективность различных форм воспитательной работы определяется контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны: изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием.
Педагогика в разные времена отмечала различные формы организации воспитательного процесса. Все они создавались для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые постоянными не остаются и менялись исторически. Одним из критериев, является количество воспитанников: от нескольких в прошлом, до массового воспитания в настоящее время. По количеству участников формы воспитания делятся на индивидуальные (воспитатель-воспитанник), микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые (воспитатель – несколько групп, классов). Большинство современных воспитательных систем перешло к групповым (коллективным) формам воспитания. Причина этого – низкая экономическая стоимость педагогических услуг в нашей стране.
По времени проведения все формы можно разделить: на кратковременные (от нескольких минут); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель) и традиционные (регулярные). По времени подготовки: это экспромт, то есть дети не участвуют в подготовке и предварительная подготовка с участием детей. Можно различать формы по видам деятельности – трудовая, спортивная, учебная, художественная.
Организаторами могут выступать как педагоги, так и родители, сами дети и другие взрослые. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм воспитательной работы, но смысла в этом нет. Каждая форма не повторяет другую, только может быть похожа на нее.
Можно выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Каждая имеет свою целевую направленность. Мероприятие («мера» и «принимать»), то есть применяемые к воспитаннику меры. Дела – это общая работа, важные события, организуемые на благо кому-то или себе. Игры – деятельность в коллективе с целью обучения, развлечения. Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из классификаций. Например, дежурство по классу – это, во-первых, взаимодействие педагога со всем коллективом учащихся. Он обсуждает положение о дежурстве. В других случаях, дети сами организуют и контролируют работу учащихся, согласно требованиям к дежурному.
Рассмотрев разные признаки, формы воспитательной работы, можно характеризовать ее по следующим пунктам: название формы, подготовка или экспромт, количество учащихся, организатор, продолжительность, характер влияния педагога, результат совместной деятельности.
|