ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
рабочая программа внеурочной деятельности
Велькина Ю.Н.
Направление: общеинтеллектуальное. Возраст обучающихся: 7-10 лет.
Срок реализации: 4 года. Содержание: 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык». 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 3. Тематическое планирование.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Личностные результаты: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты: умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы; умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Содержание курса
Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Она является наиболее актуальной на сегодняшний момент, обеспечивая развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
В программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная, ее цель: настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми 4 участниками. Она включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая, основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх для развития речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки; учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая, цель: создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
В программе выделены 3 блока:
1-й блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.
2-й блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 годы обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.
3-й блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка. Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Тематическое планирование
1 класс. 1 год обучения. 1 блок «От А до Я»
Раздел «От звука к букве» – 24 часа. (1.Игровое занятие «Зачем нужна речь?». 2.Поговорим о гласных и согласных звуках. 3.Путешествие в мир гласных звуков. 4. Путешествие в мир согласных звуков. 5.Игровое занятие «Я знаю звуки речи». 6. Игры с буквами Л-М и звуками, которые они обозначают. 7. Встреча с буквой Н. Игра (Н) или (Н,). 8. В гостях у сказки «Про букву Р». 9. Подружитесь вместе с нами: а-я, о-е, у-ю, ы-и, э-е. 10.Зачем нам нужен ь? 11.В гостях у парных согласных З-С, Б-П. 12. В гостях у парных согласных Г-К, Д-Т. 13.В гостях у парных согласных В-Ф, Ж-Ш. 14. Знаем твердо: жи и ши пишем только с буквой и. 15. Знаем твердо: ча и ща пишем только с буквой а. 16. Знаем твердо: чу и щу пишем только с буквой у. 17. Раскрываем тайны букв Е, Е, Ю, Я в начале слова, после гласных. 18.Внимание! Ъ и Ь – разделительные знаки. 19.Занятие-конкурс «Что мы знаем о звуках и буквах». 20.Отгадываем загадки о буквах. 21. Сочиняем загадки о буквах. 22.Встреча с буквой й. 23.В гостях у шипящих. 24.Город Буквоград).
Раздел «Мой алфавит» (работа над проектом). «Создание книжки-малышки» 4 часа.
Раздел «Уроки речевого творчества» 4 часа. Итоговое занятие «Спасибо, азбука!»
2 класс. 2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка»
Раздел «В мире фонетики» 10 часов.
Раздел «Уроки речевого творчества» 2 часа.
Раздел «В мире орфографии» 12 часов.
Раздел «В мире словообразования» 2 часа.
Раздел «В мире слов, или что такое лексика?» 6 часов.
Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» 2 часа.
3 класс. 3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка»
Раздел «В мире фонетики» 6 часов.
Раздел «Уроки речевого творчества» 5 часов.
Раздел «В мире орфографии» 2 часа.
Раздел «В мире словообразования» 2 часа.
Раздел «В мире морфологии» 8 часов.
Раздел «В мире слов, или что такое лексика» 10 часов.
Урок-игра «Мой любимый русский язык».
4 класс. 4 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» 34 часа.
|