ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Виноградова М.А.
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. Условия жизни подрастающего человека меняются изо дня в день: pамки дома и семьи постепенно раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно.
Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. (№1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования») нацелил нас, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальное использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка. Это будет современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Исходя из этого, можно предположить, что для сегодняшнего времени как нельзя лучше подходит девиз «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста», а также определение В.А. Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире … Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования детей дошкольного возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание». По нашим наблюдениям, игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
Существует классификация игр, которую можно посмотреть в педагогической литературе и на слайде. Сегодня особое внимание уделяется сюжетно-ролевой игре.
Осмелюсь выдвинуть еще один девиз: «Сюжетно-ролевая игра – королева игр». Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития: начинается в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», а в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развернутым сюжетом. Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры. В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.
Перечислю наиболее эффективные методы и приемы, которые мы используем при педагогическом руководстве сюжетно-ролевой игрой:
– внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений;
– на начальных этапах использование игр по темам, наиболее близких детям – семья, детский сад и др.;
– использование сюрпризных моментов и внесение новой игрушки;
– наблюдение за игрой других дошкольников и за трудом взрослых;
– чтение литературных произведений, обсуждение телепередач;
– определение содержания игры;
– восстановление последовательности событий;
– игровые действия, обыгрывание персонажей и их взаимодействие;
– драматизация сказок;
– планирование игры;
– определение темы;
– рассказ воспитателя о том, как бы он сам играл в ту или иную игру;
– умение согласовывать свои действия с остальными детьми;
– придумывание сюжета сказки или рассказ;
– совместный пересказ сказки;
– придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам;
– преднамеренное изменение ситуаций;
– учет индивидуальных особенностей, личного опыта ребенка;
– привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов;
– обсуждение хода и результатов игры;
– совместная с детьми игра;
– использование технических средств обучения.
На сегодняшний момент нередко приходится задаваться вопросом: почему дети к концу дошкольного детства не играют или играют плохо?
Можно выделить следующие причины:
1. Воспитатели уделяют мало внимания к изучению игровых интересов своих воспитанников. Многие, напротив, зная предпочтения детей и зная привлекающие их сюжетно ролевые игры, не спешат учитывать их в составлении процесса обучения и воспитания. Это может происходить по многим причинам, но зачастую воспитатель опирается на свой опыт и не учитывает интересы детей.
2. В детском саду сюжетно ролевые игры зачастую используются из методик и программ прошлого века и не удовлетворяют современным реалиям и современному образу жизни. У современных детей другой взгляд на мир, другие герои, другие стремления и другие авторитеты. Воспитателям не стоит отбрасывать современный мир и основывать процесс обучения исходя из устаревших представлений.
Сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной действительности, так как в связи с развитием научно-технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей, то задача воспитателя – создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей. Например, в нашей практике успешно использовалась в работе с детьми сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по родному городу».
Задачи:
– формировать умение распределять роли в соответствии с игровым сюжетом;
– сформировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;
– создать условия для творческого самовыражения;
– научить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
– научить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать, соблюдать правила игры;
– научить любить свою «малую Родину»;
– развить эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий;
– вызвать познавательный интерес к путешествиям;
– воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
В свете всего вышесказанного, тема развития сюжетно-ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра неизменно является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
|