Главная
Регистрация
Вход
Суббота
11.05.2024
11:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020

Антонова Л.В. Национальные праздники чукчей
11.02.2020, 16:44

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАКЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 11, 2020

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ ЧУКЧЕЙ

Антонова Л.В.

Введение

Чукотские и эскимосские национальные праздники берут свое начало в глубине веков. Коренные жители благодаря своему оптимизму, силе воли, трудолюбию, смелости сумели сохранить свою самобытность и развивать национальную культуру. Праздники, обряды, ритуалы – ее составная часть.

Обрядность способствует укреплению связи между человеком и коллективом. В ней аккумулируется социальный опыт людей, который передается новым поколениям, молодежь должна сохранять, беречь и знать традиции предков и в этом содержится актуальность данной работы.

И сегодня на Чукотке национальным праздникам принадлежит важная роль. Многие из них образуют годовой цикл, связанный с трудовой деятельностью коренных жителей Севера. Это обряд Благодарения, праздник Первого теленка, праздник Молодого оленя, праздник Кита и т.д.

Объект исследования: национальная культура чукчей.

Предмет исследования: праздники чукчей.

Цель работы: изучение обрядов и праздников чукчей.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

– подобрать и изучить литературу;

– раскрыть понятие «праздник» и типы праздников;

– описать праздники народностей Чукотки;

– рассмотреть современные национальные праздники;

– изучить традиционные праздники эскимосов и чукчей.

В работе использованы следующие методы: анализ литературы; сравнение; метод классификации, метод обобщения, исторический метод.

Практическая значимость работы: данная работа будет интересна музейным работникам, педагогам дополнительного образования, также ее можно использовать в работе сельского дома культуры и во внеурочной работе в школе.

1.Праздники и обряды народностей Чукотки

Смело и органично в жизнь и быт северян вошли такие праздники, как, например, проводы на литовку, современная чукотская свадьба, праздник кита, первый спуск байдары на воду, посвящение в охотники и т. п.

Праздник кита – это благодарственный прием и проводы души кита в море. Его надо было встречать и провожать со всеми почестями и ритуальными обрядами каждого рода, сформировавшимися у приморских охотников с древнейших времен. В праздничные дни прекращались споры и раздоры между родами, внутри семьи, так как считалось, что иначе душа кита могла обидеться и больше не привести своих товарищей к знакомым берегам.

Посвящение в охотники (обряд возмужалости). Посвящение в охотники происходило в подростковом возрасте в тех случаях, когда мальчик впервые в жизни добыл нерпу или лахтака. Обряд был распространен у аляскинских эскимосов, на островах Святого Лаврентия, Ратманова, Крузенштерна, расположенных в центре Берингова пролива (острова Диомида).

2.Национальные массовые праздники

В советские времена с изменением традиционного быта стали меняться и национальные праздники, но многие обычаи соблюдались и в те времена оленеводами и морскими охотниками. Восстановление традиций стало происходить в конце 1980-х годов, появились и новые национальные праздники.

«Берингия» – гонки на чукотско-эскимосских байдарах, самый значительный и массовый национальный праздник в Чукотском районе. Одних гонок в день праздника проводится полдюжины: помимо основного «блюда» стартуют на байдарах и женщины, и юноши, на байдарах-одиночках – и девушки, и юноши. На берегу проводятся различные спортивные соревнования, выступают народные коллективы.

«Ръилет» – гонки на оленьих упряжках на традиционной нарте по маршруту: Ламутское – Чуванское, протяженность трассы 90 км. Эта самая протяженная трасса в мире для оленьих гонок.

«Надежда» – гонки на собачьих упряжках длиною почти в 500 км, один из продолжительных по времени праздников у восточных народов Чукотки. Он проходит в апреле в Чукотском и Провиденском районах.

Эргав – национальный фольклорный фестиваль. обычно приурочивается к какому-нибудь значимому событию, проходит 1-2 раза в год. Дословно в переводе с чукотского «Эргав» означает «давайте веселиться, давайте соревноваться».

Корфест («Корюшкин фестиваль») – ежегодный и самый массовый праздник на Чукотке, проходит во второй половине апреля в городе Анадырь. Стержнем фестиваля является соревнования по вылову корюшки на льду Анадырского лимана. Обязательный элемент праздника – конкурс фигур из снега, которые украшают площадку, где проходит событие.

3.Традиционные праздники чукчей

Численность населения чукчей – более 15 тысяч человек. Язык – чукотско-камчатская семья языков. Расселение – Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский автономные округа.

Основные обряды-праздники тундровых чукчей:

Пэгытти (21-22 декабря) – чукотский Новый год (зимнее солнцестояние), когда по чукотским поверьям в созвездии Орла восходила звезда Пэгытти (то есть – Альтаир);

Тиркык, эмэт (январь) – праздник встречи солнца;

Ръилет (конец зимы – начало весны) – гонки на оленьих упряжках;

Элгааткон (Элгыраткон) (февраль-март) – отбивка стада, его подготовка к весне и летовке. Праздник посвящен оленям, по своей сути знаменовал окончание зимнего сезона и начало весеннего подготовительного сезона;

Кильвей («Праздник молодого теленка», апрель-май) – посвящен прибавлению в стаде;

Ульвэв (май-июнь) – посвящается жилищу (яранге) и новому летнему стойбищу, куда после весны переезжали оленеводы. Во время праздника проводился обряд ваамкаанмат, посвященный реке или озеру, где обосновалось новое стойбище;

Вылгыкаанмат (Вылгыкоранмат, август-октябрь) – итоговый и самый главный праздник оленеводов. Осенний забой оленей с проведением обряда благодарения. Подготовка к зиме и следующему оленеводческому сезону.

Основные прибрежные праздники:

Праздник Белого медведя (зима-весна) – окончание охоты на этого животного;

Первый скат байдары на воду (весной или в начале лета, когда море очищалось ото льда) – начало сезона охоты на морских животных;

Праздник моржовых голов (конец лета-осень) – окончание сезона охоты на моржей;

Праздник Кита («Польа», лето-осень) – праздник, посвященный встрече добытого гренландского кита.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование, анализ литературы позволяют сделать следующие выводы.

Праздники – неотъемлемый элемент культуры народа. Их социальная значимость не только в том, что это дни отдохновения от трудов праведных. Они – итог какого-то периода, цикла, этапа жизнедеятельности людей и, одновременно, – определенный стимул и надежда успеха дел будущих.

Праздники существовали во все времена, трансформируясь и преобразуясь по содержанию, форме и ритуалам, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение, сближение и единение людей на основе их духовных, эстетических и творческих интересов, определяют моральный и нравственный настрой.

Типология праздников многообразна: народные, национальные, религиозные, государственные, профессиональные и др.

В настоящее время в регионе появился интерес к проведению национальных праздников, возрождению промысловых обрядов. Особенностью национальных праздников всегда была ярко выраженная синкретичность всех видов национального искусства. На праздниках исполнялись произведения фольклора, песни, танцы, звучала музыка на традиционных музыкальных инструментах, проводились обряды, национальные игры, соревнования, выставки декоративно-прикладного искусства. Сочетание всех видов искусства придавало праздникам необычайную яркость и выразительность.

Вывод: задачи выполнены, цель достигнута.

Использованная литература:

Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. М.,2006.
Гончарова Н.П. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа.
Еремин В.А. Праздники народов. Сборник праздников народов Чукотки.
Такакава М.К. «Праздники и обряды народностей Чукотки».
Чукотка: Природно-экономический очерк. М., 2002.
Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 | Добавил: Admin
Просмотров: 2301 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz