ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 11, 2020\
ВОИНСКАЯ СЛАВА КАЗАКА
долгосрочный проект в старшей логопедической группе
Даций С.М.
Тема проекта: развитие патриотических чувств у дошкольников посредством словесного искусства (художественная литература, фольклор) и детского творчества.
Участники проекта: дети старшей группы «Русские узоры», педагог, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Срок реализации: один год.
База реализации проекта: старшая логопедическая группа «Русские узоры».
Проблема: воспитание патриотических чувств на основе казачьих традиций и современного опыта.
Актуальность: Важной задачей в развитии личности ребенка-дошкольника является приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям, традициям родного края, к его духовным и нравственно-патриотическим ценностям. В связи с этим одним из приоритетных направлений в своей работе я выбрала патриотическое воспитание детей в рамках которого организовала работу по созданию проекта «Воинская слава казака».
Цель: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитниками земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине.
Задачи:
1. формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства через беседы, виртуальные экскурсии, встречи с казаками, презентации;
2. развивать свободное общение со взрослыми, детьми, все компоненты устной речи детей посредством составления рассказов, чтения художественной литературы, фольклора;
3. способствовать развитию продуктивной деятельности детей и детское творчество используя произведения живописи, конструирование и аппликацию, связанные с темой проекта.
Предполагаемый результат: Дети познакомятся с историей возникновения донского казачества, научатся отличать воинов-казаков по одежде, ознакомятся с героями-казаками. Разовьется творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества. Воспитается гордость за героическое прошлое казаков, разовьется чувство коллективного творчества.
Механизм реализации целей: диагностика детей и родителей, чтение художественной литературы, подвижные и дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, использование фольклора казаков донского края, беседы, виртуальные экскурсии, презентации по теме проекта, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование), прослушивания музыкальных произведений о Доне, фотовыставки.
Задачи проекта:
1. выявление проблемы и определение перспектив в данном направлении;
2. создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта; 3. реализация проекта «Воинская слава казака».
Инновационность: изучение и внедрение программы «Родники Дона»; учебно-методическое пособие «Ценностно-смысловое развитие дошкольников», пособие «Герои дней воинской славы».
Ресурсное обеспечение: информационные ресурсы, программы, планы, конспекты, финансовые и человеческие ресурсы.
Краткое содержание проекта «Воинская слава казака»: этапы проекта, действия педагога, действия с детьми, действия родителей.
Подготовительный этап (формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов проекта). Действия педагога: Ознакомление с нормативными документами, передовым опытом в сети интернет, методической литературой по данной теме, анкетирование детей и родителей с проведением мониторинга. Действия с детьми: Знакомство с проблемой. Понимание проблемы. Принятие проблемы. Действия родителей: Знакомство с проблемой. Понятие проблемы. Принятие проблемы.
Деятельный этап (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка). Действия педагога: Подбор художественной литературы, донского фольклора, презентаций на тему проекта, дидактических, подвижных, сюж/рол. игр, произведения живописи, пополнение уголка «Казачье подворье», уголка ряженья кичками, элементами украшения для девочек-казачек. Действия с детьми: Чтение художественной литературы, знакомство с фольклором, проведение виртуальных экскурсий, беседы, проведение продуктивной деятельности, принятие участия в фотовыставках, изготовлении атрибутов в уголок ряженья, театрализованный уголок. Действия родителей: Материально-техническая поддержка, активная помощь при выполнении фотовыставок, принятие участия в экскурсиях.
Завершающий этап (презентация продуктивной деятельности детей, фотоотчет для родителей). Действия педагога: Презентация проекта «Воинская слава казака» на педагогическом совете ДОУ, фотоотчет продуктивной деятельности для родителей. Действия с детьми: Принятие участия в создании презентации по проекту, в фотовыставке. Действия родителей: Анкетирование и мониторинг по анкете, создание презентации «Древо моей семьи».
Календарно-тематический план работы по проекту «Воинская слава казака» с детьми старшей логопедической группы «Русские узоры»: месяц, название темы, задачи.
Октябрь. Тема: «Наши земляки – казаки». Задачи: дать детям понятие о том, кто такие казаки, где они жили и почему их назвали «казаки – люди вольные». Вызвать интерес к истории края, желание познать ее. Пополнить словарь детей новыми словами. Тема: «Наш вольный донской край (рисование)». Задачи: учить детей передавать в рисунке красоту родного края, восхищаться ее, воспитывать любить красоты Дона.
Ноябрь. Тема: «Далекое прошлое земли донской». Задачи: дать представление о том, как принимали в казаки, какие были у них заповеди; отрабатывать просодическую речь (темп, выразительность). Тема: «Рыцарская жизнь казаков». Задачи: дать понятие о том, что казаки с малолетства в занятиях и забавах всегда являются воинами; воспитывать умение слышать колорит речи донских казаков.
Декабрь. Тема: «Как воспитывали казака». Задачи: сформировать знание о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков; почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась; развивать навыки словесного общения детей (диалогическая и монологическая речь). Тема: «Платочек для казачки (аппликация)». Задачи: продолжать знакомство с донским колоритом при выполнении творческих работ; воспитывать желание работать с бумагой.
Январь. Тема: «Чти традиции рода своего». Задачи: формировать представление о том, что казака с малолетства учили чтить свой род, уважать стариков, заботиться о младших и слабых; продолжать обогащать речь детей колоритной донской речью. Тема: «Мы казаки Тихого Дона (композиционная лепка)». Задачи: развивать умение выполнять работы коллективно, воспитывать уважение к мнению и интересам своего товарища.
Февраль. Тема: «На казачьем кругу». Задачи: пополнять знания об истории донского казачества, дать понятие «Казачий круг» (что это такое, какие вопросы решались); познакомить с символикой казачьей доблести – бунчук, булава, насека; рассказать детям о печати Войска Донского; развивать связную речь. Тема: «Музыкальная шкатулка». Задачи: знакомство с музыкальными произведениями о Тихом Доне, дать представление о мелодичности и напевности музыкальных произведений донских казаков.
Март. Тема: «Столица донского казачества город Новочеркасск». Задачи: познакомить дошкольников с главным городом донских казаков Новочеркасском, с его достопримечательностями, знаменитыми людьми. Тема: «Новочеркасск прошлого, настоящего, будущего (конструирование из строителя). Задачи: развивать конструктивные умения, фантазию, аккуратность, умение договориться с товарищем».
Апрель. Тема: «Конь – верный друг казака (фольклор)». Задачи: дать понятие о том, что конь верный друг казака, познакомить с пословицами о казаке и его друге коне. Тема: «Ой, ты, Дон широкий (рисование)». Задачи: познакомить с главной рекой казаков – Доном, расширить представления о различных способах передвижения по воде, с помощью изобразительных средств учить размещать в одном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием – деревья, рыба, лодки.
Май. Тема: «Донской станичный атаман». Задачи: продолжать знакомство с подвигами казаков, с историческим прошлым казачества; воспитание гордости за своих предков, желание служить на благо Отчизны, защищать ее рубежи от врагов. Тема: «Краше нет родного края (рисование мелками на асфальте)». Задачи: создать условия дошкольникам для выражения любви и гордости за родной край в своих рисунках, воспитывать гордость за свой край.
|