Главная
Регистрация
Вход
Суббота
11.05.2024
14:50
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020

Хитрова Е.А. Использование элементов проблемного метода в развитии творческой активности школьников на уроках иностранного языка
29.01.2020, 20:34

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 11, 2020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Хитрова Е.А.

Развитие прогрессивных технологий, способность максимально использовать интеллектуальный потенциал – это неотъемлемая часть реформ, происходящих сейчас в российском образовании. Вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в сферах политики, экономики, культуры, значительное усиление роли иностранного языка создали мощную мотивационную базу для его изучения. Естественно, все это нашло отражение в методике обучения иностранным языкам, выдвинуло новые проблемы в теории и практике преподавания иностранных языков в школе.

Сложившиеся у многих учителей стереотипы преподавания заставляют задуматься об обучении детей с использованием более современных эффективных методов и технологий.

Одной из характерных особенностей образования в современной школе является переход от информативных к активным формам обучения с включением элементов проблемности. Использование принципа проблемности в обучении означает, что знания преподносятся обучаемым не в готовом виде и предназначены только для запоминания, а учащиеся активно участвуют в процессе перехода от незнания к знанию в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач.

Вопросы, связанные с проблемным обучением, использование проблемных ситуаций занимают значительное место в трудах отечественных педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый и др.). По мнению отечественных ученых, использование принципа проблемности активизирует речемыслительную деятельность обучаемых, формирует интерес к содержанию обучения, повышает учебную мотивацию, дает возможность учащимся проявить умственную самостоятельность. Разрешение проблемной ситуации — это всегда творческий акт, в результате которого получение конкретного знания сопровождается чувством удовлетворения и эмоциональным переживанием успеха.

Главная задача, поставленная сегодня перед учителями иностранного языка максимальное развитие коммуникативных способностей. Именно учебная проблемная ситуация является одним из условий реализации коммуникативного взаимодействия обучаемых и отвечает познавательной установке обучения иностранным языкам в современной школе.

В процессе проблемного обучения перед школьниками ставятся задачи связанные с преодолением определенных трудностей, мобилизацией психических процессов и познавательной активности, включением элементов творческой мыслительно-речевой деятельности. При этом способы выполнения задач проблемного характера обучаемым неизвестны. Метод проблемного обучения помогает формировать у школьников умения гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации, поэтому мы считаем его наиболее эффективным при изучении иностранных языков в школе.

С нашей точки зрения, проблемное обучение в области иностранного языка это метод овладения видами речевой деятельности, в основе которого лежит процедура поиска решения проблемных ситуаций. Содержательной основой проблемной ситуации является проблема, требующая разрешения или исследования. Таким образом, организация проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и обеспечении необходимых условий для решения поставленных задач.

По мнению отечественных психологов и педагогов, занимающихся проблемным обучением [1, 2, 3, 4], проблемные ситуации должны соответствовать определенным условиям:

характеризоваться наличием затруднения на пути решения проблемной задачи;

наличием выбора различных вариантов решения проблемной задачи;

характеризоваться различными точками зрения на решение проблемы;

основываться на реальном жизненном материале;

быть направлены на стимулирование мышления;

содержание проблемной ситуации должно соответствовать знаниям учащихся;

строиться на знакомом учебном материале;

опираться на имеющийся у школьников определенный практический опыт;

вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они действительно были проблемными («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.д.), исключали всякую попытку отделаться заученным материалом и требовали самостоятельного мышления, мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему.

Для реализации проблемных методов нами используются активные методы обучения, которые направлены главным образом на развитие самостоятельного творческого мышления: метод учебных дискуссий; метод «круглого стола»; ролевая игра; «интеллектуальный штурм»; проектная методика; анализ конкретных ситуаций.

Особое внимание мы уделяем применению проектной методики, которая формирует умения принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде, развивает стремление к самообразованию на протяжении всей жизни.

Проектная технология развивает: познавательную; общенаучную; информационную; коммуникативную; социальную деятельность; стремление личностного самосовершенствования.

Проект – это исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность школьников подчинена определенному алгоритму, отличаясь от других интерактивных методов тем, что ей обязательно присуще исследование проблемы и творческая поисковая деятельность.

В арсенале учителей иностранного языка имеется широкий диапазон проектных работ, ориентированных на решение поставленных перед учащимися проблем.

На примере учебно-исследовательского проекта: «Казань центр культурного и исторического наследия» приведу образцы отдельных заданий при работе над проектом.

I этап (подготовительный):

просмотр слайдов с видами г. Казань с использованием интерактивной доски;

Параллельно со слайдами школьники изучают текстовый материал по достопримечательностям города;

определение по слайдам, где находится данное здание, парк, площадь и т.д. (без сопровождающего текста);

составление диалога: «Вы турист. Спросите гида, какие достопримечательности стоит посмотреть в Казани?»;

рассказ о своем любимом месте в г. Казань (чем оно знаменито, и как добраться до него из центра города);

составление различных маршрутов по г. Казань (используя интерактивную доску).

II этап (с включением элементов проблемной организации):

составить небольшие выступления по одной из тем:

Что вы знаете об улице, на которой живете?

Какие самые старые улицы в Казани, и почему они так названы?

Чьи имена помнят улицы Казани?

выступить в роли гидов: какой туристический маршрут по г. Казань вы хотели бы проложить? (с использованием интерактивной доски).

Аргументировать: почему?

провести дискуссию: Согласны ли вы, что г. Казань третья столица России?

III этап (создание проекта, решение проблемы привлечь в город Казань туристов из разных уголков России и зарубежья)

подготовить эмоциональную рекламную речь экскурсовода на английском языке;

организовать видеосъемку и подготовить видеофильм ‘Kazan is the centre of cultural and historical heritage’;

продумать форму красочного рекламного проспекта о Казани;

организовать выставку рисунков ‘The legends of Kazan’;

создать презентацию в Power Point.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяют школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету и исследовательской работе. А сознательное применение знаний в различных иноязычных речевых ситуациях, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное обучение школьников и отличается тем, что стимулирует личностную активность учащихся, заставляя их мобилизовать свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы, а задача учителя помочь ученикам умелой формулировкой и постановкой проблемы, показом логики ее решения.

Использованная литература:

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М., 1982. 192 с.

Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.

Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. 64с.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: Автореф.дис. … д-ра псих.наук. М., 1973. 35с.

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе обучения: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. М., 2007. 368 с.

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 | Добавил: Admin
Просмотров: 231 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz