ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 11, 2020
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Хитрова Е.А.
Развитие прогрессивных технологий, способность максимально использовать интеллектуальный потенциал – это неотъемлемая часть реформ, происходящих сейчас в российском образовании. Вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в сферах политики, экономики, культуры, значительное усиление роли иностранного языка создали мощную мотивационную базу для его изучения. Естественно, все это нашло отражение в методике обучения иностранным языкам, выдвинуло новые проблемы в теории и практике преподавания иностранных языков в школе.
Сложившиеся у многих учителей стереотипы преподавания заставляют задуматься об обучении детей с использованием более современных эффективных методов и технологий.
Одной из характерных особенностей образования в современной школе является переход от информативных к активным формам обучения с включением элементов проблемности. Использование принципа проблемности в обучении означает, что знания преподносятся обучаемым не в готовом виде и предназначены только для запоминания, а учащиеся активно участвуют в процессе перехода от незнания к знанию в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач.
Вопросы, связанные с проблемным обучением, использование проблемных ситуаций занимают значительное место в трудах отечественных педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый и др.). По мнению отечественных ученых, использование принципа проблемности активизирует речемыслительную деятельность обучаемых, формирует интерес к содержанию обучения, повышает учебную мотивацию, дает возможность учащимся проявить умственную самостоятельность. Разрешение проблемной ситуации — это всегда творческий акт, в результате которого получение конкретного знания сопровождается чувством удовлетворения и эмоциональным переживанием успеха.
Главная задача, поставленная сегодня перед учителями иностранного языка – максимальное развитие коммуникативных способностей. Именно учебная проблемная ситуация является одним из условий реализации коммуникативного взаимодействия обучаемых и отвечает познавательной установке обучения иностранным языкам в современной школе.
В процессе проблемного обучения перед школьниками ставятся задачи связанные с преодолением определенных трудностей, мобилизацией психических процессов и познавательной активности, включением элементов творческой мыслительно-речевой деятельности. При этом способы выполнения задач проблемного характера обучаемым неизвестны. Метод проблемного обучения помогает формировать у школьников умения гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации, поэтому мы считаем его наиболее эффективным при изучении иностранных языков в школе.
С нашей точки зрения, проблемное обучение в области иностранного языка – это метод овладения видами речевой деятельности, в основе которого лежит процедура поиска решения проблемных ситуаций. Содержательной основой проблемной ситуации является проблема, требующая разрешения или исследования. Таким образом, организация проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и обеспечении необходимых условий для решения поставленных задач.
По мнению отечественных психологов и педагогов, занимающихся проблемным обучением [1, 2, 3, 4], проблемные ситуации должны соответствовать определенным условиям:
– характеризоваться наличием затруднения на пути решения проблемной задачи;
– наличием выбора различных вариантов решения проблемной задачи;
– характеризоваться различными точками зрения на решение проблемы;
– основываться на реальном жизненном материале;
– быть направлены на стимулирование мышления;
– содержание проблемной ситуации должно соответствовать знаниям учащихся;
– строиться на знакомом учебном материале;
– опираться на имеющийся у школьников определенный практический опыт;
– вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они действительно были проблемными («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.д.), исключали всякую попытку отделаться заученным материалом и требовали самостоятельного мышления, мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему.
Для реализации проблемных методов нами используются активные методы обучения, которые направлены главным образом на развитие самостоятельного творческого мышления: метод учебных дискуссий; метод «круглого стола»; ролевая игра; «интеллектуальный штурм»; проектная методика; анализ конкретных ситуаций.
Особое внимание мы уделяем применению проектной методики, которая формирует умения принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде, развивает стремление к самообразованию на протяжении всей жизни.
Проектная технология развивает: познавательную; общенаучную; информационную; коммуникативную; социальную деятельность; стремление личностного самосовершенствования.
Проект – это исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность школьников подчинена определенному алгоритму, отличаясь от других интерактивных методов тем, что ей обязательно присуще исследование проблемы и творческая поисковая деятельность.
В арсенале учителей иностранного языка имеется широкий диапазон проектных работ, ориентированных на решение поставленных перед учащимися проблем.
На примере учебно-исследовательского проекта: «Казань – центр культурного и исторического наследия» приведу образцы отдельных заданий при работе над проектом.
I этап (подготовительный):
– просмотр слайдов с видами г. Казань с использованием интерактивной доски;
Параллельно со слайдами школьники изучают текстовый материал по достопримечательностям города;
– определение по слайдам, где находится данное здание, парк, площадь и т.д. (без сопровождающего текста);
– составление диалога: «Вы – турист. Спросите гида, какие достопримечательности стоит посмотреть в Казани?»;
– рассказ о своем любимом месте в г. Казань (чем оно знаменито, и как добраться до него из центра города);
– составление различных маршрутов по г. Казань (используя интерактивную доску).
II этап (с включением элементов проблемной организации):
– составить небольшие выступления по одной из тем:
– Что вы знаете об улице, на которой живете?
– Какие самые старые улицы в Казани, и почему они так названы?
– Чьи имена помнят улицы Казани?
– выступить в роли гидов: какой туристический маршрут по г. Казань вы хотели бы проложить? (с использованием интерактивной доски).
Аргументировать: почему?
– провести дискуссию: Согласны ли вы, что г. Казань – третья столица России?
III этап (создание проекта, решение проблемы – привлечь в город Казань туристов из разных уголков России и зарубежья)
– подготовить эмоциональную рекламную речь экскурсовода на английском языке;
– организовать видеосъемку и подготовить видеофильм ‘Kazan is the centre of cultural and historical heritage’;
– продумать форму красочного рекламного проспекта о Казани;
– организовать выставку рисунков ‘The legends of Kazan’;
– создать презентацию в Power Point.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяют школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету и исследовательской работе. А сознательное применение знаний в различных иноязычных речевых ситуациях, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся.
Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное обучение школьников и отличается тем, что стимулирует личностную активность учащихся, заставляя их мобилизовать свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы, а задача учителя – помочь ученикам умелой формулировкой и постановкой проблемы, показом логики ее решения.
Использованная литература:
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). – М., 1982. – 192 с.
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.
Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974. – 64с.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: Автореф.дис. … д-ра псих.наук. – М., 1973. – 35с.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе обучения: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М., 2007. – 368 с.
|