Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
12.05.2024
00:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020

Колмакова Т.Н. Керамика в наших профессиях, или не боги горшки обжигают… Внеклассное мероприятие по технологии для 7-х классов по профессиям
15.02.2020, 23:54

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 11, 2020

КЕРАМИКА В НАШИХ ПРОФЕССИЯХ, или

НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ…

внеклассное мероприятие по технологии для 7-х классов

по профессиям «Отделочник» и «Кулинар»

Колмакова Т.Н.

Цели:

Образовательная: расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам, повторение по темам:

Отделочные работы – «Глина и ее свойства». «Керамика в строительстве».

Кулинарные работы – «Основные приемы тепловой обработки в керамической посуде». «Столовая посуда».

Воспитательная: привить интерес к профессиям штукатура и повара, воспитать эстетический вкус к предметам обихода, ознакомить с культурно-историческим наследием человека.

Коррекционная: укреплять память – работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, над увеличением объема памяти, формирование монологической речи, направленности внимания. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование и материалы: 1. Газеты (выполнены учащимися) «Керамика в строительстве», «Горшочек каши». 2. Керамические изделия на столах: блюда, миски, чашки, горшки, кашпо, кувшины, чайники, фигурки, игрушки и т.д. Строительные материалы: глазурованная и матовая плитки, фаянсовые трубки, кирпичи сырой и обожженный, глина. 3. Рабочие столы с готовой глиной, резцы, стеки, вырезки, вода в емкости, полотенца, ветошь.

Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я

Введение. «Не боги горшки обжигают…»

Учитель технологии отделочников. На этом мероприятии встретились учащихся, которые получают в нашей школе специальность повара и штукатура. Почему же именно этих двух профессий – ведь они такие разные, кажется, что нет между ними ничего общего? Одни занимаются отделкой помещения – красят, кладут плитку, клеят обои. Другие нарезают овощи, варят, жарят. Что же вас объединяет? Оказывается, вас объединяет очень интересный и всем нам известный материал, который называется глина. Глина – это природный материал, залежи которой находятся в недрах нашей земли. В состав глины входят различные осадочные породы и примеси. Примеси определяют цвет глины. Глина бывает белой, желтой, голубой, красной и даже черной. Человек с древних времен научился использовать глину как самый доступный и самый дешевый материал.

Когда пять тысяч лет назад в Месопотамии была изобретена письменность, первую «бумагу» стали делать из глины, на тонких глиняных табличках писали, как сейчас пишут на бумаге. При раскопках были найдены глиняные таблички, где записаны законы, хозяйственные отчеты, справки, страницы первых книг древних авторов. На них были увековечены поэмы, гимны, пословицы и поговорки. Одни таблички просушивались на солнце, а другие более ценные, предназначенные для долгого хранения – обжигались. После обжига мягкая глина становится прочной и твердой, получается керамическое изделие. «Керамика» (в переводе с греч. «керамикус») – обожженный.

Керамическая посуда и пища, приготовленная в ней

Учитель технологии по кулинарии. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Но вот беда: посуда из необожженной глины очень хрупкая и боится влаги. В такой посуде можно хранить только сухие продукты. Разгребая золу угасшего костра, древний человек заметил, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становится твердой, как камень, и не размывалась дождями. Возможно, это и надоумило человека обжигать посуду на костре. На Руси глиняную посуду обжигали в печах, которые назывались «горны», а мастера, выполняющие посуду из глины, – гончары. Старые мастера умели лепить посуду гигантских размеров, например, греческие пифосы – сосуды для воды и вина высотой до 2 метров. Именно в сосуде-пифосе, а не в бочке, как принято считать, жил древнегреческий философ Диоген. Славилась керамикой и Древняя Русь. Из рук гончаров выходили чаши, блюда, кувшины, горшки и квасники.

Монтаж «Кто герой загадки?» (выступление учащихся)

1-й у ч а щ и й ся. Был я на копанце...

2-й у ч а щ и й с я. Был я на топанце...

3-й у ч а щ и й с я. Был я на кружале...

1-й у ч а щ и й с я. Был я на пожаре...

2-й у ч а щ и й с я. Был я на обваре...

3-й у ч а щ и й с я. Когда молод я был, то людей кормил... А стар стал, пеленаться стал. (Педагог с учащимися расшифровывают: герой загадки – обыкновенный печной горшок).

Приготовленная пища в глиняных горшках

Учитель технологии (кулинарии). В горшочках можно приготовить все или почти все. Этот идеальный кухонный инструмент поражает своей простотой, удобством и универсальностью. Пища, приготовленная в горшочках, очень вкусна и полезна за счет особого температурного режима и малой потери витаминов и микроэлементов. Глиняный горшок был одним из первых кухонных приборов, сразу после каменного ножа и простейшего очага из камней. Едва научившись обжигать глину, человек эпохи неолита (9500 г до н.э.) изготовил горшок, которому человечество обязано возможностью готовить кашу и суп. А после освоения каши человек стал измельчать зерна, делать муку и печь хлеб. Значит, горшок – отец хлебопечения, а также родоначальник кухонных приборов, посуды и принципов сохранения пищи. Тысячи лет мастера изготавливали простые керамические горшки и не спешили изобретать что-то новое. Греция, развившая «горшочную» тему, сделала свою амфору универсальным и самым массовым глиняным сосудом. До сих пор в Риме существует холм Тестаччо, состоящий из осколков отработавших свое амфор.

На территории России горшки из черной керамики появились около 5000 лет назад одновременно с возникновением греческой цивилизации. В горшках, форма которых остается практически неизменной до сих пор, готовились супы, кислые щи, квасы, пиво, брага и другие продукты, не требующие сильного нагрева. Только тысячелетиями позже обожженные горшки, покрытые глазурью, начали использовать для приготовления горячей пищи: каш, грибных, рыбных и мясных блюд.

Игровой момент «Угадай продукт». Детям, желающим поиграть, завязывают глаза: они должны угадать на вкус продукт, которым его угостили.

Керамика в строительстве

Учитель технологии отделочников: Приходилось вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, веточек и травинок она использует комочки глины – это основной материал для гнезда. Размягчая глину выделяемыми железами, ласточка комочек за комочком лепит себе гнездо. Высыхая, оно становится таким прочным, что не разобьется, если упадет. Возможно, наблюдения за ласточками навели человека на мысль сооружать глинобитные жилища и хаты-мазанки. До сих пор из необожженной глины изготавливается кирпич-сырец. Сильно утрамбованная глина не пропускает влагу, и в народе из нее делали не только стены, но и полы с крышами. Даже в наш железобетонный век в глинобитных жилищах обитает треть населения Земли. Глиняный кирпич выпускают по всему миру – это основной строительный материал во всех странах и государствах. Кроме кирпича в строительстве применяют керамическую плитку, матовую и глазурованную.

Керамические плитки на Руси в XVI-XVII вв. были совсем не похожи на современные, назывались они изразцами от слова «резать». Вырезали деревянную форму и в нее заливали жидкую глину. Первые изразцы выполнялись без глазури. Они были непрочными, пропускали угар в помещение, быстро грязнились от сажи. В середине XVII в. их стали поливать глазурью. Изразцы выполнялись вручную, на них изображались сцены охоты и битв, герои народных сказок и басен. В те времена модно было в богатых домах украшать печи. Над изразцами работали известные художники М. Врубель и С. Малютин. Современные плитки делают на заводах, в цехах, где стоят печи для обжига и глазурования. Плитки производят разных цветов и оттенков, форм и размеров. Облицовку керамической плиткой можно встретить в квартирах, гостиницах, на станциях метро больших городов.

Игрушки – своими руками (учащиеся читают монтаж)

1-й у ч а щ и й с я. Завелась неведомая птица – всякий ей дивится.

2-й у ч а щ и й с я. Не поет и не летает, вся горит и полыхает.

3-й у ч а щ и й с я. Далеко по белу свету, знают все пичугу эту,

4-й у ч а щ и й с я. Эта птица – не простая, расписная, золотая.

5-й у ч а щ и й с я. Просто диво – безделушка, зовут ее народная игрушка.

1-й у ч а щ и й с я. Изготовлением игрушек на Руси занимались мастера-игрушечники. Из детской забавы игрушка превратилась в настольную керамическую скульптуру, которая с удовольствием используется в современном интерьере.

2-й у ч а щ и й с я. Дымковская игрушка – это «нянюшки», «кормилицы» или «водоноски». Возникли в деревне Дымково Вятской области.

3-й у ч а щ и й с я. Филимоновская игрушка – это животные: кони, бараны и птицы-свистульки. Возникли в деревне Филимоново Тульской области.

4-й у ч а щ и й с я. Игрушки делают вручную из мягкой глины, сушат, обжигают, грунтуют, расписываются красками, покрываются лаком или глазурью.

Конкурс лепщиков. Приглашаются желающие за рабочие столы: кто слепит самую оригинальную поделку. Лучшие работы определят ребята, которые не участвуют в конкурсе. (Конкурс проводится с помощью индивидуальных консультаций учителями. Готовые поделки выставляются на специальный стол).

Заключение

Учитель. Надеемся, что сегодня вы убедились в справедливости поговорки: не боги горшки обжигают... Но полностью она звучит так: «не боги горшки обжигают, а мастера своего дела». А мастером может стать тот, кто проявит трудолюбие, упорство и любовь к избранному делу. Недаром великий Сервантес сказал: «Если гончар слепил один красивый сосуд, то может слепить их и два, и три, и целую сотню».

Объявляются победители конкурса лепщиков,

все участники награждаются грамотами и сувенирами.

 

Использованные Интернет ресурсы:

  1. «kedem.ru» Посуда Горшочки

  2. «shkolazhizni.ru› Статьи ›0/n-57054

  3. «images.yandex.ru› керамические изделия

 

Используемая литература: П. Ллимос. Глина: «Чудесные поделки». –М., 2011.

 

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 | Добавил: Admin
Просмотров: 271 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz