ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 11, 2020
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
работа в парах на уроках истории в 5 классе
Козлова Т.А.
В соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами (ФГОС) реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования работы с учащимися в современной школе. Ученики легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом задействованности в процессе познания всех учеников класса без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет учащихся к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности учеников, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
В учебнике 5 класса история Древнего Мира (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И.) представлены традиционные виды заданий: объясните значение слов, проверьте себя, поработайте с картой, поработайте с датами, познакомьтесь с документами, подумайте, опишите рисунки нашего времени по плану и т.д. Они предполагают монологические высказывания учащихся и направлены на формирование базовых знаний по истории человечества, необходимых предметных и общих учебных умений. Я предлагаю выполнять эти задания, используя интерактивную форму обучения – работа в парах.
Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Существуют следующие виды работы в парах.
1. Обсуждение. Обсуждать можно какую-либо тему, текст, вопрос. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются. Цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чем мнения совпадают, а затем за счет друг друга свои представления расширить.
Обсуждение включает несколько приемов:
– восстановить то, что сказал ученик или что прочитал в книжке;
– высказать свое мнение, дать свою оценку;
– задать вопросы.
Указанные приемы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Например, при изучении темы «Письменность и знания древних египтян» учащимся можно для обсуждения предложить из рубрики «Подумайте» следующий вопрос: почему окончившие школу египтяне могли позволить себе носить белые одежды, а на руках у них не было мозолей?
2. Совместное изучение.
Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих. Предмет совместного изучения – это текст. Здесь можно использовать для работы рубрику «Познакомьтесь с документами», авторы учебника предлагают данное задание практически после каждого параграфа. Например, отрывок документа «Из законов Хаммурапи», прочитав который, учащиеся совместно отвечают на вопросы: Почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково? И т.д.
Также совместно можно изучать текст параграфа, используя для самопроверки вопросы из раздела «Проверь себя».
3. Обучение.
Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.
Необходимые условия для осуществления взаимообучения:
– Ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое.
– Эти фрагменты не должны зависеть друг от друга.
– Обучать нужно малыми порциями.
Для обучения в паре я использую задания из рубрик «Поработайте с картой» и «Поработайте с датами».
4. Тренировка.
За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать закрепление изученного материала. Заучивать даты, сведения, факты, давать толкования понятиям и т.п.
5. Проверка.
Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней. Отметим два достоинства такой проверки. Во-первых, ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то она и исправляется здесь же, а не вдали от ученика
При проверке усвоенного материала может быть организована игра «Хочу спросить» или «Перестрелка датами», здесь я использую задание «Поработайте с датами» или «Объясните значение слов». Ученик задает свой вопрос со словами «хочу спросить…». Если ответ дан правильно учеником, он и продолжает игру и т.д. Кроме того, для успешной работы я напоминаю учащимся правила работы в парах:
1. Слушай партнера внимательно.
2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял.
3. Отмечай прежде всего положительное.
4. Уважай чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение.
5. Старайся работать без ошибок.
6. При затруднениях проси помощи у партнера и помогай сам, если он просит об этом.
7. Результатом работы пары (группы) является ваше общее мнение.
8. Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.
9. Поблагодари партнера за работу.
И, наконец, в заключение своей статьи я хотела бы остановиться на преимуществах парной работы.
В паре на одного обучаемого находится один обучающий. При этом имеется возможность поднять руку и получить разъяснения учителя.
Любой, даже самый слабый ученик, имеет возможность работать со своей личной скоростью. Процесс позволяет ему быть самим собой.
В парной работе ученики учатся структурировать знания, так как им приходится пересказывать и объяснять своими словами содержание параграфа. Они также приобретают навыки быстрого поиска и присвоения нового знания и навыков работы.
Парная работа обеспечивает всех учеников высоким качеством владения диалогом, что позволяет получать самые свежие знания и навыки.
|