ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 11, 2020
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
визитная карточка лэпбука
Крупович И.Н.
Введение
Прежде всего немного остановимся на расшифровке понятия, вынесенного в заглавие данной статьи. Термин «лэпбук» сам по себе означает образец очень интересного многофункционального пособия, которое в последние годы стало необычайно востребованным у родителей дошкольников и школьников, педагогов, да и среди самой детворы. Причем, его популярность все время растет, появляются новые сайты, на которых разнообразные лэпбуки даже предлагаются к продаже – например, с пошаговыми фотографиями самодельных книжек-раскладушек на все лексические темы. Но сделать их можно и своими руками, от этого образовательно-воспитательная польза только увеличится. Да и ребенку приятнее заниматься с пособием, в которое вложена частичка его личного труда и таланта.
Итак, сам термин «лэпбук» (от англ. lapbook) дословно можно перевести, как «интерактивная папка для детей на заданную тему». Вот, скажем, в данной статье описан пример изготовления и использования лэпбука на востребованнейшую тему всех времен и народов, а именно «Здоровый образ жизни дошкольника».
Значит, вкратце то, что стоит за модным словом «лэпбук», можно охарактеризовать так: педагоги делятся наработками и опытом в форме самодельных книжек-копилок и книжек-сокровищниц.
Лепбук, о котором идет речь, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Ребята совместно с воспитателем или самостоятельно могут участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию, играть.
Цель: закрепление и формирование у детей системы знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (далее – ЗОЖ).
Актуальность. Тема здорового образа жизни была всегда актуальна, не уменьшилась она и в наше время. В процессе воспитания и обучения детей одной из главных задач является сохранение и укрепление их здоровья. Здоровье – самое ценное, что есть у человека. Представление о здоровом образе жизни в первую очередь дети получают из семьи и из дошкольного учреждения, которое они посещают. Внедрение технологии лэпбук в образовательный процесс позволяет нам сформировать у детей потребность в ведении здорового образа жизни.
«Лэпбук ЗОЖ дошкольников» отвечает всем требованиям ФГОС ДО, а именно:
– он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, чтобы лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление); однако наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже нравится;
– обеспечивает игровую, познавательную, творческую и исследовательскую активность всех воспитанников;
– это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденный материал, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку;
– ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию;
– лэпбук хорошо подходит для занятий в группах и индивидуально. Можно задания выбрать под силу каждому;
– создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
Задачи:
– повышение уровня интеллектуального развития, формирования у детей познавательных интересов, сенсорное развитие детей;
– формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей;
– обогащение и активизирование словаря детей;
– способствование развитию осознанного отношения к соблюдению ЗОЖ.
Составляющая информация «лэпбука»:
1. Дидактическая игра «Собери картинки».
2. Кармашек «Личная гигиена».
3. Раскраска «Виды спорта».
4. Кармашек «Стихи и пословицы».
5. Загадки про ЗОЖ.
6. Кармашек «Закаляйся – если хочешь быть здоров».
7. Артикуляционная гимнастика.
8. Конверт «Развиваем мелкую моторику».
9. «Мы здоровьем дорожим – соблюдаем мы режим».
10. Конверт «Здоровое питание».
11. Виды спорта и развлечений.
12. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке»
Все иллюстрации вложены в кармашки.
Оборудование и материалы. Для изготовления лепбука потребовалось: картонная папка – основа из 5 листов (формата А-4), прочные конверты и кармашки для игр, разрезные картинки, клей, бумага, тематические картинки, скотч, цветной картон, бумага.
В результате плодотворной работы был создан лэпбук «Здоровый образ жизни дошкольников». Перечислим преимущества его формы преподнесения детям:
– данная форма работы помогает создать педагогам условия для поддержки детской инициативы, обеспечить игровую, исследовательскую активность всех воспитанников в группе;
– каждый ребенок вместе с родителями в процессе изготовления лэпбука ближе знакомится с содержанием изучаемого материала образовательной программы в ДОУ – это эффективное средство для привлечения родителей/законных представителей к сотрудничеству;
– работа с лэпбуком позволила повысить познавательный интерес у детей как в совместной, так и самостоятельной деятельности.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что изготовление данного пособия и его практическое использование является результативным в ходе пропаганды здорового образа жизни и хорошо вписалось в повседневную работу по формированию ЗОЖ среди детей-дошкольников.
|