ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ осенний праздник в подготовительной группе
Соболева Е.В.
Участвуют: ведущий, пять девочек, трое мальчиков, фольклорная группа, ряженые. Предварительная подготовка: изготавливаются костюмы и атрибуты для мероприятия. Разучиваются песни и хороводы. Народные песни могут исполняться не всеми участниками мероприятия, а только ансамблем. Оформление: «задник» – русская изба, стол, заготовленные снопы, пучки засушенной травы, букеты осенних листьев, вышитые полотенца. Оборудование: прялки, веретена, поднос с угощением, кузовок, шумовые народные инструменты.
Х О Д П Р А З Д Н И К А
Убранство русской избы. Народный наигрыш.
Входит Ведущий.
В е д у щ и й. Небогат на теплые дни русский календарь. Промелькнет весна красная. За работой да хлопотами об урожае пройдет лето жаркое. Глядишь – и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, у людей, наконец, появляется свободное время для отдыха. Дни становятся короче, раньше приходят сумерки. И долгими осенними вечерами приходит пора девичьих посиделок. Звучит светлая мелодия. Входят девочки – исполнители посиделок, усаживаются, берут в руки расписные картонные прялки, гребни и веретена. В е д у щ и й. В крестьянских избах запасались работой на долгие зимние вечера: готовили шерсть, ставили веретена да кросны – ткацкие станки. Женщины начинали прясть и ткать, чтобы зимние праздники да весну встретить в новых нарядных рубашках и платьях. И девушки приносили на посиделки свою работу – кто шьет, кто вяжет, кто пряжу прядет.
1-я д е в о ч к а (потягивается). Ох, хорошо, подруженьки. Наконец-то пора отдохнуть пришла. А то летом ни одного денечка нет свободного. Батюшка сено косит, а ты сгребай! Матушка серпом хлеб жнет, а ты снопы вяжи!
2-я д е в о ч к а. Ну, теперь все вечера наши будут. Принимайтесь, подружки дорогие, за работу. (Имитируют рабочий процесс – шьют, прядут, вяжут).
3-я д е в о ч к а. Давайте, девушки, споем на посиделках нашу песню про красавицу-пряху. (Поют русскую народную песню «Пряха».) 1. В низенькой светелке огонек горит. Молодая пряха у окна сидит. (2 раза). 2. Молода, красива, карие глаза, По плечам развита русая коса. (2 раза). 3. По плечам развита русая коса, Ты о чем взгрустнула, девица-краса? (2 раза).
3-я д е в о ч к а. Э, девоньки, какую грустную песню затянули. А ну, споем звонкую, веселую, да с переплясом! (Перепляс под песню «Ах вы, сени, мои сени»).
4-я д е в о ч к а. Недолго пора листопада простоит. Скоро загудят-завоют метели, покроют землю чистым снежком.
5-я д е в о ч к а. А говорят, первый снег выпадает на день Покров 14 октября.
1-я д е в о ч к а. А еще на день Покров начинают играться свадьбы. Считается доброй приметой, если девушка на посиделках со своим женихом познакомится.
2-я д е в о ч к а. А я знаю страшную-престрашную сказку. В ней рассказывается, что иногда происходит на девичьих посиделках.
3-я д е в о ч к а. А ну, расскажи нам, подруженька!
4-я д е в о ч к а. Конечно, интересно же себя испытать – забоишься или нет.
5-я д е в о ч к а. Ой, нет, не надо. И так уже вечер в окошки заглядывает, звезды зажигает.
1-я д е в о ч к а. И правда, страшно станет. (Фонозапись – вой метели. Затемнение. Девочки жмутся друг к другу, сидят испуганные).
1-я д е в о ч к а. Ох и страшно…
2-я д е в о ч к а. Надо же, как бывает!
3-я д е в о ч к а. Вдруг кто-то сейчас подкрадется и влезет к нам в избу? Слышен стук и голос: «Девушки, можно к вам?» Девочки замирают в испуге.
В е д у щ и й. Но на девичьи посиделки нечисть гнусная не заглядывала, боялась, видно, света лучин и добрых песен. Но зато нередко заглядывали парни. И верно, где же еще приглядишь пригожую подружку, как не на посиделках. (Входят мальчики. Свет усиливается).
М а л ь ч и к и (хором). Здравствуйте, красные девицы! Девочки хором визжат. Приседают, закрывают лица ладонями.
Д е в о ч к и. И-и-и! 1-й м а л ь ч и к. Да что с вами? Или мы такие страшные?
4-я д е в о ч к а. Нет, это мы так…
5-я д е в о ч к а. Страшных историй боимся!
2-й м а л ь ч и к. А мы к вам в гости на огонек заглянули. Не прогоните?
1-я д е в о ч к а. Да зачем же прогонять, коли гости добрые. Вы с добром к нам пришли?
3-й м а л ь ч и к. И с добром, и с угощеньем. Сейчас весь ваш страх пропадет! Вносят поднос с баранками и конфетами, угощают девушек.
2-я д е в о ч к а. Ай да гости. Устроили нам настоящий пир, словно в день субботний – субботею. А ну, девушки, споем добрым молодцам песню про субботею. Идет перепляс, исполняется песня «У нас нынче субботея». 1. У нас нынче субботея, Завтра будет воскресенье. П р и п е в. Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а, воскресенье! (2 раза). 2. Ко мне нынче Друг Ванюша приходил, Он гостинцев три кармана приносил.
П р и п е в. Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а, три кармана приносил! (2 раза). 3. Первый карман со деньгами, Второй карман с орехами,
П р и п е в. Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а, с орехами! (2 раза). 4. Третий карман со изюмом. Хорошо дружок придумал.
П р и п е в. Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а, со изюмом! (2 раза). 5. От орехов зубы больно, От изюма губы сладки,
П р и п е в. Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а, губы сладки! (2 раза).
3-й м а л ь ч и к. А нынешняя осень на грибы богатой оказалась. Походишь вдоль опушки – полную корзину рыжиков либо опят наберешь. А ну, девочки кто из вас может сказать три раза быстро скороговорку про грибы: «Три боровика, три подосиновика, три подберезовика». Девочки и мальчики пытаются произнести скороговорку, затем предлагают это сделать зрителям.
1-й м а л ь ч и к. А если грибникам не повезло, и они пришли домой с пустыми корзинками, то не надо отчаиваться. Пустой кузовок — тоже вещь полезная, в него поиграть можно.
Д е в о ч к и (наперебой). А что за игра такая? Что за игра – смешная? Не страшная? Расскажи! Покажи! Научи, как в нее играть!
2-й м а л ь ч и к. А она так и называется – «Кузовок». (Вносит кузов.) Вот, смотрите, мой кузовок, и вы можете в него положить любой предмет. Главное и единственное условие – название этого предмета должно иметь окончание «ок». Например, «я положу в этот кузовок платок», «Я положу в этот кузовок уголок». (По очереди обходит всех ребят: грибок, листок, каток и т.д.). Вот как много наши ребята слов знают, чтобы на «ок» оканчивались. Молодцы! Мой кузовок даже вроде тяжелее стал.
3-й м а л ь ч и к. А мы с батюшкой в лес по ягоды ходили. 4-я д е в о ч к а. Какие же осенью в лесу ягоды?
5-я д е в о ч к а. А я знаю, какие! Осенью, говорят, всего одна-единственная ягода вызревает, да и та – горькая. Это рябина, да!
3-й м а л ь ч и к. Точно, угадала! Запасали мы на зиму горькую ягоду рябину.
1-я д е в о ч к а Как можно такую ягоду запасать, она же горькая?
3-й м а л ь ч и к. Зато ее горький сок имеет чудесную силу – сохраняет всю зиму запас осенних витаминов, помогает от простуды и хвори. Мы не только ягодный сок отжимали, мы потом еще рябиной украшали крыльцо да окошки, чтобы клевать ягоду прилетали птицы.
2-я д е в о ч к а. Вот, верно, красота получилась!
3-й м а л ь ч и к. Приходите, на наше крыльцо полюбуйтесь! Всех в гости зову!
Д е в о ч к и (наперебой). Непременно приду! Спасибо за приглашение! Охота посмотреть! Слышен хохот, песни, смех. Вбегают ряженые. В руках у них шумовые инструменты. Исполняется песня «У меня, млады, муж гнедой». Можно устроить под звучание песни русский перепляс. 1. У меня, млады, муж гнедой – 2 раза. Сударыня-барыня, муж гнедой – 2 раза. 2. Сама млада белая – 2 раза. Сударыня-барыня, белая – 2 раза. 3. А детушки пегие – 2 раза. Сударыня-барыня, пегие – 2 раза. 4. На ярмарку ездила – 2 раза. Сударыня-барыня, ездила – 2 раза. 5. Диковинку видела – 2 раза. Сударыня-барыня, видела – 2 раза. 6. Диковинка не проста – 2 раза. Сударыня-барыня, не проста – 2 раза.
1-я д е в о ч к а. Какие веселые посиделки у нас сегодня получились.
1-й м а л ь ч и к. Да, и ребята, наверное, поняли, что осень – замечательное время года.
2-я д е в о ч к а. Когда народ набирается сил, чтобы встретить суровую зиму и весну.
В е д у щ и й. На этом наш рассказ о девичьих посиделках мы закончим. До новых встреч! Все исполнители выходят вперед и кланяются зрителям поясным поклоном.
|