ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Афонасова Ирина Анатольевна - инструктор по физическому воспитанию МБДОУ д/с № 6 " Золотой ключик " г. Железнодорожный Московской области. Высшее педагогическое образование, общий педагогический стаж - более 15 лет. Приказом заведующего Истоминой Л.А. №167 от 20.08.2012 г. награждена грамотой "За добросовестный труд, профессионализм в работе, большой вклад в воспитание подрастающего поколения". Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, от членов его семьи и от того, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением.
Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. Очень часто педагоги испытывают большие трудности в общении с родителями. И я столкнулась с этой проблемой. Как сложно бывает достучаться до пап и мам, как нелегко порой бывает объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, больше гулять и играть, поддерживать его интересы, заниматься общим делом. Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения. Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка.
Приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является оздоровительная работа с детьми. Это направление предусматривает развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Прежде всего я попыталась ответить на важные для меня и всего коллектива вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Как сделать работу эффективной?», «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?». Были определены основные направления работы: создание условий для развития и оздоровления ребенка; разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника; осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов. Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.
Совместные физкультурные мероприятия родителей с детьми стали очень популярной и эффективной формой работы нашего МБДОУ. В рамках института семьи приоритетным в физическом воспитании детей остается положительное влияние добрых семейных отношений на всесторонне формирование личности ребенка, семейные традиции. Они играют важную роль в развитии личной культуры и духовной жизни, обеспечении преемственности поколений. Ведь именно общаясь с родителями, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них модели социального поведения. Оценивая происходящее, ребенок в первую очередь опирается на опыт жизненных действий своих близких родственников. Содержательную сторону традиции физического воспитания в семье определяют различные его формы: организация условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков); физические упражнения (подвижные и спортивные игры); физкультурно-оздоровительные мероприятия (туризм, семейные праздники с элементами физкультуры и спорта, посещение спортивных зрелищ); способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации к здоровому образу жизни (беседы, чтение литературных произведений, личный пример родителей и других членов семьи).
Опрос родителей по выявлению потребности в оздоровлении детей показал: 100% опрошенных считают, что детям необходимы оздоровительные услуги. При этом важность физического воспитания в семье отметили только 15% опрошенных родителей. С целью приобщения к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья мы предложили создать специальный стенд – «Спортивный фотоальбом моей семьи». Как выяснилось, фотографий, связанных со спортом, оказалось мало. Это послужило хорошей почвой для разговора о том, как мы учим детей отдыхать и следить за своим здоровьем. Мы предложили родителям вместе со своими детьми сделать фотоснимки и рисунки на спортивную тему, оформили коллаж из совместных работ и фотографий.
Это был важный шаг для возрождения традиций физического воспитания каждой семьи. А самое главное – все проведенные нами конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями. Мы стараемся проводить как можно больше мероприятий, объединяющих взрослых и детей. Одними из любимых и желанных стали спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровья», «Веселые старты», «Зимние забавы» и другие. Все они пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.
Родители здесь – активные участники и помощники педагогов. Наша совместная работа с родителями дала неплохие результаты. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи. У родителей возникла готовность к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками МБДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания. Недавно воспитатели старших групп предложили воспитанникам нарисовать рисунок на тему «Мой выходной день», и появилось большое количество рисунков, где дети гуляют с родителями на улице, катаются вместе на коньках, лыжах, санках, ходят на рыбалку.
Самое главное для нас то, что родители обратили внимание на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культурой. По сравнению с прошлым годом в средних, старших и подготовительных группах, улучшился показатель посещаемости детей. Снизилась простудная заболеваемость, начала прослеживаться динамика темпов роста физических качеств детей, а детское здоровье и для родителей и для педагогов превыше всего.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|