Главная
Регистрация
Вход
Вторник
07.05.2024
15:31
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012

Фетисова И. В. Педагогические технологии коррекции социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
07.11.2012, 17:32
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
 
Фетисова Ирина Владимировна - старший воспитатель МБДОУ ЦРР  д/с №2 г.Красногорска Московской обл. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог"
 
 
 
 
Педагогические технологии коррекции социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
 
В настоящее время у детей все чаще обнаруживаются нарушения в развитии эмоциональной сферы. Среди последствий этих нарушений психологи отмечают · Частое переживание детьми состояний эмоционального стресса, эмоционального неблагополучия · Утверждение негативного характера способов поведения, рост деструктивной агрессивности · Деформация личностного роста детей · Снижение уровня социального благополучия и социальной адаптированности человека Как мы видим, нарушения в развитии эмоциональной сферы непосредственно влияют на способность и уровень социализации человека.
 
Педагогические технологии в своем большинстве включают весь спектр целей (обучающих, развивающих, воспитывающих). Речь пойдет о некоторых технологиях, которые мы все используем, но чаще с позиций дидактоцентрического подхода, т.е. с приоритетом образовательных целей, не используя при этом их потенциал в развитии социально-эмоциональной компетентности детей. Здесь обратится внимание именно на этот аспект. Личностно-ориентированные технологии включают в себя технологии свободного воспитания, гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, игровые технологии и еще целый спектр технологических групп (в т.ч. тех, речь о которых пойдет в этой статье).
 
В свою очередь, они состоят из серии конкретных технологий. Поэтому больше принято говорить о личностно-ориентированном подходе как методологической ориентации в педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности; использование способностей и возможностей каждого ребенка, его субъективного опыта; установление субъект-субъектных отношений, атмосферы сотрудничества и т.д.
 
Данный подход способствует в том числе:
- развитию познавательной активности
- развитию личностного потенциала ребенка
- формированию и развитию Я-концепции В основе познавательной активности лежит эмоция.
 
Например, технологии проблемного обучения часто имеют в виду постановку ребенка в такую ситуацию, когда ему НЕОБХОДИМО приобрести знания или умения, чтобы решить задачу. Познавательная активность подразумевает ЖЕЛАНИЕ приобретать знания. Для этого ребенку нужно иметь опыт положительных эмоций от процесса приобретения ЗУНов или от результата их приобретения. Эти эмоции педагог может дать не только способом организации образовательного процесса, но и собственным отношением к происходящему. Нужно учить детей удивляться новому, испытывать интеллектуальные эмоции от результата выполненной работы. А мы понимаем, что у разных людей одну и ту же эмоцию не всегда можно вызвать одним и тем же способом, поэтому нам нужно в этом вопросе учитывать личностные особенности детей, не забывая и о возрастных.
 
Личностный потенциал ребенка включает в себя не только познавательную (интеллектуальную), но и духовную, эмоциональную, социальную и др. сферы. Личностно-ориентированный подход подразумевает учет личностных особенностей, ориентацию на зону ближайшего развития конкретного ребенка, дифференциацию и индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, выработку конкретной программы развития конкретного ребенка, а потому имеет большие возможности в развитии данного компонента личности ребенка. Важным моментом в социально-эмоциональном развитии ребенка играет формирование и развитие его Я-коцепции. Ребенок должен иметь четкое представление о своих возможностях, способностях, слабых сторонах, владеть способами коррекции своих индивидуальных особенностей на доступном ему уровне.
 
 А это большая и систематическая работа каждого педагога с каждым ребенком в группе. Но только реализуя личностно-ориентированный подход в нашей работе, мы сможем добиться реальных успехов в развитии и коррекции социально-эмоциональной сферы ребенка. Сказкотерапия – это не столько технология, сколько методика, но ее включение целесообразно в силу доступности применения с самого раннего возраста. Это психологическая методика коррекции социально-эмоциональной сферы, но педагоги могут и должны использовать ее в доступном им объеме. В частности, это § Чтение сказок § Расстановка правильных акцентов при обсуждении произведения § Сочинение сказок Через сказку дети усваивают представления об общечеловеческих ценностях. Через сказку у детей формируются чувства подлинно эстетического восприятия мира, ведь ребенок сопереживает не только какой-либо красавице-царевне, но и другому неказистому, простоватому положительному герою сказки.
 
Так формируется понимание «красивости» не только по внешним признакам, но и внутреннему содержанию, качеству персонажа, а затем и любого объекта в целом. Через многообразие сказочных сюжетов, в которых герои попадают в различные ситуации, дети усваивают и многообразие решений ситуаций, что в конечном счете «программирует» их на поиск решений в собственных жизненных ситуациях и проблемах. Этому же способствует и сочинение сказок и историй, когда дети в процессе сочинительства по-разному разворачивают сюжет, предлагают различные варианты исхода ситуаций (особенно в коллективном сочинении сказок). Эта методика помогает им решить многие проблемы из прошлого и закладывает модели возможных решений на будущее. Проектные технологии строятся на основе решения проблемной ситуации.
 
У нее есть свой алгоритм (и он в целом один и тот же, несмотря на различие количества этапов проектной деятельности у разных авторов):
 1. поиск, определение проблемы, возможных способов ее решения
2. собственно решение проблемы (продуктивная часть проектной деятельности)
3. оценка результата (презентация, защита проекта – в старших группах)
 
Таким образом, у ребенка в целом формируется алгоритм решения проблемных ситуаций, понимание того, что на их решение требуются время и усилия, что часто существуют разные выходы из одной и той же ситуации. В индивидуальной проектной деятельности ребенок приобретает опыт самостоятельного решения проблемы. В старших группах реализуется не только творческая, но и исследовательская и нормативная проектная деятельность. Например, создание «кодекса группы». В группе можно обсудить некоторые ситуации, происходящие в процессе взаимодействия детей, детей и взрослых, мотивировать детей к созданию правил, которым бы все подчинялись. Каждый ребенок нарисовал бы картинку, обозначающую разрешение или запрет на какое-либо действие. В старших группах существует стадия защиты проекта. Это очень важная стадия, т.к. именно здесь ребенок учится аргументировано отстаивать свою позицию и принимать критику. У проектной деятельности есть строгое правило: она должна иметь адресную направленность. Нельзя что-то делать просто так. Это деятельность ДЛЯ кого-то конкретного.
 
А этот момент уже относится к области социализации ребенка. Он учится давать, а не только брать от жизни, людей. Учит быть полезным как конкретному человеку, так и коллективу, обществу в целом. Технология анализа конкретных ситуаций была разработана в гарвардской школе бизнеса и пришла в Россию в 70-х годах XX века. Считаю ее уместной и эффективной в процессе социально-эмоционального развития детей.
 
Суть технологии отражена в ее названии – анализ конкретной (заданной) исходной ситуации с поиском возможных вариантов ее дальнейшего развития в зависимости от складывающихся обстоятельств. Например, заданная ситуация: «Вчера Дима гулял на площадке и оставил свою игрушку. На следующий день, когда он пришел на площадку, то увидел, что с его игрушкой играет Петя». Далее пошло ролевое (или вербальное) проигрывание ситуации, в котором дети самостоятельно заканчивают историю, и дальнейшее обсуждение этой ситуации, особенно ее концовки. Здесь уместно вести работу и с эмоциями при помощи таких вопросов, как «А что почувствовал Петя, когда нашел игрушку? Почему?» «Что испытал Дима, когда увидел, что Петя играет с его игрушкой? Почему?» «Почему Дима повел себя так?», «Что почувствовал Петя?» «Как еще мог поступить Дима?» «Как тогда бы закончилась история?» или «А что мог бы сделать Дима, чтобы…» Это учит детей ставить себя на место другого, понимать эмоции других, понимать причины тех или иных эмоций, усваивать способы воздействия на людей с целью получения от них адекватных эмоций, развивает навыки самоанализа. Игровые технологии для нас являются естественными в реализации. Мы активно используем их обучающий потенциал. Но в какой мере мы используем их потенциал для развития и коррекции социально-эмоциональной сферы?
 
Среди игр я особо оговорю игры с правилами. Это могут быть как дидактические, так и спортивные игры. Главное – это наличие фишек или жетонов, фиксирующих результат и позволяющих ребенку наглядно увидеть свои возможности. Такие игры используют для коррекции завышенной или заниженной самооценки. Причем, играя с детьми с заниженной самооценкой (пассивными, как правило, изгоями в детском коллективе), педагог должен сперва поддаваться, одновременно подчеркивая победу ребенка и четко объясняя ее причину (приложил усилия, сконцентрировался, потренировался… и вот результат). Далее постепенно переставать поддаваться и указывать, что нужно доработать, чтобы в следующий раз получилось лучше.
 
Очень важно установить эмоциональный контакт с ребенком, вселять веру в свои возможности и способности, чувствовать, когда можно шагнуть на следующую ступень. В сюжетно-ролевых и деловых играх педагог должен грамотно направлять детей, отмечать нужные моменты в действиях конкретных детей (в т.ч. подчеркивать роль, значимость и правильность действий пассивных детей), грамотно распределять роли между детьми, имея в виду конкретные задачи для конкретных детей и потенциал роли в решении этих задач. Эти игры помогают не только осваивать действия, связанные с осуществлением конкретной роли (социализация), но и дают возможность в этой роли решить свои проблемы (психологическая коррекция), заставляют детей встать на позицию другого человека, абстрагироваться от своего Я (децентрация), дети приобретают опыт реализации конкретных моделей поведения в результате проигрывания ролей. Многие из этих задач решают и театрализованные игры, которые также дают большие возможности для работы с эмоциями.
 
Этот вид игры позволяет детям творчески найти социально-приемлемые способы обогащения своего внутреннего мира, возможность встать на позицию другого. Театрально-игровая технология. Театральная деятельность включает в себя в том числе театрализацию эпизодов и произведений, доступных возрасту; пантомиму; театральные и музыкальные этюды и импровизации. Театральные и музыкальные этюды и импровизации способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения. В процессе организации непосредственной образовательной деятельности в двигательной части можно использовать не просто физкультминутки, а именно музыкальные игры, этюды, импровизации, имеющие больший эффект с точки зрения возможности расслабиться детям. Эти этюды и импровизации позволяют детям самовыражаться, приобретать и совершенствовать опыт двигательной экспрессии.
 
Также стоит обратить внимание на пантомиму. В психологии есть метод, называющийся психогимнастика. Пантомима – значительная часть этого метода. Как некоторых людей учат говорить через обучение грамоте и чтению, так эмоциональную сферу развивают через язык жестов, невербальное общение.
 
Таким образом, необходимо уяснить несколько моментов:
1. Одной из причин нарушений эмоционального развития детей психологи называют ориентацию на одностороннее развитие интеллекта, обедняя при этом развитие эмоциональной сферы.
2. Эмоциональная сфера не развивается сама по себе, она требует такого же целенаправленного развития, как познавательная. Уровень развития эмоциональной сферы ребенка напрямую влияет на уровень социализации ребенка, на способность к социальной адаптации.
3. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии социально-эмоциональной сферы каждого ребенка велика. Со значительным багажом того, что будет заложено в ребенке в период дошкольного детства, он пойдет дальше по жизни.
 
Многие процессы, происходящие с ребенком в данный период, в силу различных обстоятельств могут иметь необратимый характер и повлияют на его становление как личности, на то, кем он станет в этой жизни.
 
Литература:
1. ВераксаН.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М.,2010
2. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1. – М., 2010
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. – М.,2011 – с.37-42, 108-113
4. Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб, 2011
5. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.,2011. – с.27-39
6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д, 2010. –с 128-150, 344-348.
 
Все права защищены.
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 | Добавил: Admin
Просмотров: 1745 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz