ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Галанина Галина Александровна – учитель-дефектолог МКДОУ д\с компенсирующего вида «Лучики» г. Коломна Московской области. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Формулировка «инновационные технологии» может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, а также – программно-аппаратные технологии, помогающие в работе учителям-дефектологам. В работе нашего детского сада «Лучики» г. Коломна Московской области используются элементы верботонального метода. Верботональный метод позволяет развить слуховое восприятие, правильную речь и правильное произношение, основываясь на естественном развитии речи с использованием специальной верботональной аппаратуры.
Из опыта работы с неслышащими детьми мы знаем, что больше всего им не хватает умения говорить и понимать устную речь, свободно общаться в любых бытовых ситуациях. Для того, чтобы ребенку с нарушением слуха овладеть устной речью, нужна языковая среда. Если ее нет, то ее надо создавать искусственно. Одним из эффективных путей решения этой проблемы – это правильное, системное использование адаптированного аудиовизуального курса.
Аудиовизуальный курс (далее – АВК) – одна из составных частей верботонального метода, используемого в обучении детей с нарушением слуха.
Аудиовизуально, другими словами – звук и картинка.
Диалогическая форма речи – ежедневная форма коммуникации, поэтому весь АВК построен в форме диалога. Занятия с детьми, имеющими нарушения слуха, всегда проводятся с использованием наглядности. Постепенно заменяем игрушку или предмет картинкой. Картинка является нашим помощником.
Использование АВК начинается с раннего возраста. Имея в активе всего несколько звуков, ребенок может рассказывать сюжетную серию картинок (от 3 до 6) передавая голосом радость, удивление испуг и т.д. Постепенно речь ребенка развивается и обогащается. Количество слов и фраз расширяется в процессе обыгрывания предметов и игрушек, рассказывания, инсценировки маленьких рассказов. Если вначале это были восклицания и короткие слова, то в дальнейшем появляются новые слова и выражения, умение отвечать на вопросы. Для подкрепления АВК и глобально воспринимаемых ребенком речевых единиц мы используем дополнительное вспомогательное средство – печатные таблички, которые применяются в ситуациях общения, как педагогом, так и детьми. Восприятие устной речи осуществляется детьми на слухозрительной основе с использованием АВК и с опорой на печатные таблички.
В дальнейшей работе табличка убирается, т.е. звуковой сигнал уже принят с ее помощью, он будет понятен и без таблички. Формируется устное слово. Картинка и табличка дают возможность понимания объективных символов в языке, связывают выражения с реальной ситуацией, помогают звуковому запоминанию, более легкому и быстрому усвоению грамматических структур. Это дает возможность развивать самостоятельную речь.
Работа с аудиовизуальным курсом, направленным на развитие диалогической речи дошкольников с нарушением слуха, проводится с использованием следующих специальных приемов:
1. Использование жизненных речевых ситуаций, отраженных в иллюстративном материале аудиовизуального курса:
«В магазине», «У врача», «Завтрак», «Приветствие», «Обращение с просьбой», «Извинение». Этот прием позволяет включить все мотивы, цели, обстановку, стимулы, характеризующие естественные жизненные ситуации, и максимально побуждает ребенка к речи.
2. Участие педагога на правах персонажа. Этот прием дает возможность руководить ситуацией во время игры, побуждать переносить изученный на занятиях материал с использованием АВК в самостоятельную речь, стимулировать детей действовать по правилам игры, выражать свои мысли.
3. Использование модели «Маленький учитель». Ребенок берет на себя роль воспитателя, учителя, родителей, врачей или основного действующего лица, которого надо «учить», «советовать» ему. Это помогает ребенку строить самостоятельно диалог, соответственно выбранной роли.
4. Использование игр-инсценировок по сюжетам сказок «Три медведя», «Репка», «Теремок», по диалогам аудиовизуального курса. Драматизация – деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное или услышанное в лицах, используя интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие.
Этот прием переводит чувства и переживания ребенка в действия, слова в поступки, помогает закреплению понимания содержания и использованию речи как средства коммуникации.
Для проведения работы по развитию диалогической речи дошкольников с нарушением слуха с использованием аудиовизуального курса и специальных приемов на высоком уровне и обеспечения динамики результативности необходимо подобрать эффективные технологии обучения. Инновацией являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения. Компьютеризированные разработки в сурдопедагогике выступают как вспомогательные. Но во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы.
В лаборатории компьютерных технологий обучения детей Института коррекционной педагогики РАО разработаны специализированные обучающие компьютерные программы для детей с особыми образовательными потребностями. С помощью таких программ как «Мир за твоим окном», «В городском дворе» можно достаточно эффективно работать над обогащением лексики, развитием связной речи, обучением умению вести диалог и т.д. По мере финансовых возможностей мы стараемся подобные программы приобрести.
А также наши педагоги с помощью компьютера делают картинки для АВК и работают над созданием интерактивных презентаций, отражающих жизнь детей нашего детского сада. Использование картинок из жизни детей пробуждает у ребят интерес и желание общаться и говорить.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|