Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.05.2024
14:28
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012

Ковшова А. А. Вальс, вальс, вальс...
23.11.2012, 14:39
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)

Ковшова Анна Александровна – музыкальный руководитель МБДОУ № 74 «Филиппок» г. Сургут Тюменской области, Ханты-мансийский АО. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
 
 
 
ВАЛЬС, ВАЛЬС, ВАЛЬС…
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет НОД, область «Музыка» 
 
Цель (область «Музыка»): углубить представление детей о разнообразии вальсовой музыки, развить музыкальные способности детей, исполнительские навыки; научить сравнивать пьесы одного жанра, разные по характеру, чувствовать и понимать настроение музыки, передавать его в движениях; развивать исполнительские навыки детей в пении, игре на музыкальных инструментах, танцевальной деятельности; развивать слуховое внимание, музыкальную память, чувство ритма, звуковысотный слух.
 Интеграция областей:
 – область «Художественное творчество»: накапливать опыт музыкальных впечатлений в результате прослушивания произведений классической музыки; способствовать воспитанию музыкальной культуры, культуры слушателя.
 – область «Познание»: расширить кругозор детей в области музыки; сенсорное развитие (соотношение характера музыки с цветом), формировать целостную картину мира в сфере музыкального искусства и творчества.
– область «Коммуникация»: расширять словарный запас (танец, вальс, композитор, сентиментальный, задумчивый, задушевный, чувствительный, отрывистый, шутливый, изящный, регистр, аккомпанемент, мелодия). Оборудование: аудиотехника, фонограмма музыки вальсов; музыкальные инструменты: фортепиано, колокольчики, металлофоны, музыкальные треугольники; портреты композиторов П.И. Чайковского и Д.Д. Шостаковича; иллюстрация к танцу «Вальс»; МДИ «Выбери платье для куклы», иллюстративный материал.
 
 Х О Д     Н О Д
 
 Дети под музыку вальса заходят в зал. (Звучит «Вальс» Шопена).
 
П е д а г о г (читает стихотворение «Я помню вальса звук прелестный…»). «Я помню вальса звук прелестный весенний ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный, и песня чудная лилась. Да, то был вальс прелестный, томный, да, то был дивный вальс». (Н.Листов) Здравствуйте, ребята! Нашу встречу мы начали с чудесных слов русского романса. О чем в них говорилось? Правильно, эти строки говорили о вальсе. И сегодня нам предстоит удивительное путешествие в чудесный мир музыки вальса! С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных музыкальных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении оркестра профессиональных музыкантов. Некоторые танцы так и остались в своей эпохе, а другие из них смогли дожить и до нашего времени. Одним из таких танцев, не утративших популярность и доныне, является вальс. А вы знаете, что обозначает слово вальс? (Ответ детей.) Правильно, в переводе с французского языка оно означает «кружиться».
 (Иллюстрация «Вальс»). Обратите внимание на танцующую пару. Видна легкость, плавность и мягкость движений. Вальс – это парный танец, основанный на плавном кружении. Слушая его, чувствуешь чередование трех долей с мягким подчеркиванием первой: раз, два, три. Ребята, давайте с помощью хлопков передадим ритм вальса и мягко подчеркнем первую долю. (Музыкальный руководитель показывает, и дети прохлопывают ритм вальса). Вы слушали уже много вальсов, знаете, что они выражают разные настроения, бывают спокойными и порывистыми, нежными и блестящими, праздничными. Сейчас вы услышите одну из пьес П.И.Чайковского. Пьеса называется «Сентиментальный вальс». Сентиментальный – значит, чувствительный, задумчивый, задушевный.
 (Звучит вальс). Какие чувства передает эта музыка? (Печаль, грусть, задумчивость). Да, характер вальса нежный, печальный, трогательный, задушевный, чувствительный, повторяющиеся интонации в исполнении трубы и фортепиано звучат с волнением, сожалением. В «Сентиментальном вальсе» преобладают грустно-задумчивые, печальные настроения. А теперь я предлагаю послушать еще один вальс. Вспомните его название и скажите, какие чувства, настроения передает эта музыка? (Звучит «Вальс-шутка» Шостаковича). 
Д е т и. Вальс веселый, но очень тихий, отрывистый, шутливый. Этот вальс исполняют не люди, а куклы. Этот танец называется «Вальс-шутка»
П е д а г о г. «Вальс-шутка» прозвучал в исполнении фортепиано, в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Отрывистые повторяющиеся звуки в аккомпанементе создают впечатление чего-то механического, игрушечного. (Исполнить фрагмент). Звонкие и нежные звуки мелодии создают впечатление танцующей куколки. (Сыграть мелодию). Сейчас девочки в движении передадут легкость, изящество танцующей куколки. Подойдите к столу с разноцветными шарфиками и создайте каждая свой образ. А вы, мальчики, исполните фрагмент «Вальса-шутки» в оркестре. Какие инструменты подойдут нам для исполнения этого произведения? (Дети отвечают: колокольчики, музыкальные треугольники, металлофоны). Металлофоны и треугольники будут мягко подчеркивать первую долю аккомпанемента, а колокольчики прислушиваться к мелодии вальса и передавать ее ритм. А оркестровать мы будем вальс, который прозвучит в исполнении оркестра струнных музыкальных инструментов и флейты.
 (Одна группа детей оркеструет «Вальс-шутку». Другая группа – танцует). Как весело и шутливо прозвучал вальс. И девочки танцевали очень изящно. (Проведение музыкально-дидактической игры «Выбери платье для куклы»). Посмотрите, вот куколка, которая с удовольствием станцевала бы этот танец. И плавно, нежно захотела бы покружиться под звуки «Сентиментального вальса». Но вот незадача: у нее нет бального платья. Давайте выберем ей наряд. Перед вами платья разного цвета. Выберите те цвета, которые бы соответствовали настроению каждого вальса. («Вальс-шутка»: нежные, веселые тона; «Сентиментальный вальс»: насыщенные, более темные тона). Куколке так понравились ее нарядные платья, что она постоянно напевала мелодию вальса, которую сама сочинила. Вспоминая печальные, нежные звуки «Сентиментального вальса» она пела нежно и печально: ля-я-я – ля-я-я – ля-я-я. (Спеть).
 А вспоминая веселый, изящный «Вальс-шутку», она эту же мелодию пела весело, отрывисто, изящно: ля – ля – ля. (Спеть). Мелодия поступенно движется вверх и вниз. Пение разными приемами. А) Легато. Сначала мы споем легко и нежно, протягивая каждый слог. Пропоем мягко первый звук, прислушаемся к его звучанию. (Зная о такой возрастной особенности детей, как способность определять и воспроизводить звуки различной высоты и длительности, надо использовать прием слухового самоконтроля: ребенок, прикрывая ладонью ухо, слышит и исправляет неточную интонацию). Б) Нон-легато. Эту же мелодию споем весело и отрывисто. Вы также знакомы с замечательной песней в ритме вальса. Характер этой песни созвучный характеру «Сентиментального вальса». Мелодия песни звучит нежно, печально. (Сыграть мелодию). Как называется эта песня? (Песня «Осенний вальс»). «Тихо роняя слезы и отражаясь в лужицах, Листья рябины, листья березы медленно в вальсе кружатся».
– А как бы осенние листочки спели эту песню? (Шепотом). Работа над исполнением: а) произнесение текста шепотом текста в ритме песни. Не «разрывать» слово, проговаривать мягко, нежно, тянуть звук, протяжно петь гласные звуки: а, о, у, э, и.; б) остановка на отдельном (чаще – последнем) звуке песни или мелодии по указанию педагога. Надо прислушаться, как он звучит; в) исполнение несколько раз трудных интервалов песни; г) напоминание детям о направлении движения мелодии, о более высоких и низких звуках; д) использование движения руки. Ручной жест показывает, как надо петь: выше или ниже; е) не следует использо­вать прямых указаний: «пойте громче, тише... быстрее» и т.д. Надо раскрывать смысловое значение этих оттенков, нюан­сов, подчеркивающих содержание песни. Следует петь, делая небольшое усиление и ослабление звука.
П е д а г о г. Вы очень старались, спели песню нежно, мягко. Сегодня мы говорили о вальсе, слушали произведения разных композиторов. Музыкальные пьесы «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского и «Вальс-шутку» Д.Д.Шостаковича. Песню «Осенний вальс», написанную в ритме вальса. А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).
С а м о о ц е н к а. А я вам приготовила в память о нашей встрече вот такие картинки. На них изображена пара, танцующая вальс. Если у вас сегодня все получилось, и вы со всеми заданиями справлялись, то возьмите картинку голубого цвета. Если у вас были затруднения, и не все получилось, то возьмите картинку более темного цвета – синего. (Дети выбирают себе картинку). До свидания.
 
Использованная литература:
1. Радынова О. П. «Слушаем музыку». М., 1990.
2. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры». М., 2000.
3. Орлова Т. А., С. И. Бекина «Учите детей петь». М., 1986.
 4. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». Я., 1997. Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
 1. Аудиозапись «П. И. Чайковский. «Сентиментальный вальс».
 2. Аудиозапись «Д.Д. Шостакович «Вальс-шутка». 3. Песня «Осенний вальс» (автор неизвестен)
 
 
Все права защищены.
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 | Добавил: Admin | Теги: Ковшова Анна, сургут ХМАО, ДОУ 74 Филиппок Сургут
Просмотров: 2676 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz