Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.05.2024
01:45
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012

Кракатица А. В. Коррекция стертой дизартрии у детей на занятиях по психогимнастике
26.09.2012, 20:02
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
 
Кракатица Анжелика Валерьевна – учитель-логопед первой категории МБДОУ КВ «Детский сад № 9» г. Дзержинский, Московская обл.Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог"
 
КОРРЕКЦИЯ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ
 
В последнее время возросло количество детей с дизартрическими расстройствами разной степени выраженности. Дизартрия – это речевое нарушение, вызванное дисфункцией или нарушением иннервации речевой мускулатуры (язык, губы, мягкое небо, лицевые мышцы,гортань). Для того чтобы речь была ясной и четкой, ряд субсистем должны работать вместе. Слабость в любой из систем может давать в результате дизартрию. Если слаба дыхательная субсистема, то речь слишком тихая и медленная. Если ларингиальная субсистема слабая (гортань), речь – с «придыханием», но тоже тихая и медленная. Если не работает велофарингиальная субсистема (мягкое небо), то речь может звучать «в нос» или, наоборот, носовые звуки не произносятся.
 
В случае слабости артикуляторной субсистемы речь звучит неразборчиво, в ней много ошибок, ребенок говорит медленно и с усилием. Обычно при дизартрии мускулатура ротовой полости слаба или имеется значительно сниженный мышечный тонус. При дизартричной речи наблюдаются трудности в силе и точности артикуляторных движений, что приводит к нарушению звукопроизношения. Детям недостает дыхательной поддержки, их речь или чересчур быстра, или замедленна. Такие нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства, особенно эмоционально-волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера (нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).
 
Диагностические данные логопедической группы для детей с ОНР (с сопутствующей стертой дизартрией) подтверждают у них нарушение всех основных частей языковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление.
 
У детей отмечается общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. Поэтому одних логопедических занятий часто оказывается недостаточно для полноценного развития детей, развития их творческих возможностей, формирования положительной самооценки. Очень полезным инструментом может стать психогимнастика. Психогимнастика – это специальные занятия (этюды, упражнения и игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка. Психогимнастика включает в себя игры-медитации, упражнения и игры, направленные на расслабление отдельных групп мышц, формирование различных способов выражения основных эмоций. Ребенку психогимнастика не менее полезна, чем физкультура.
 
Она помогает активизировать взаимодействие правого и левого полушарий мозга, развивать между ним связи, формировать синхронность в работе. Дети с нарушением речи критичны к своему произношению. Боязнь того, что над их речью будут смеяться, вызывает у детей чувство страха, снижает познавательную деятельность, что в свою очередь ведет к затруднению развития речи. Со стороны эмоционально - волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Психогимнастика помогает детям развивать свою мимику и учиться различать настроения окружающих по лицам.
 
Специалистами замечено, что это полезно и для интеллектуального развития: отставание в нем проявляется и в умении распознавать мимические знаки. Жесты тоже важны, поскольку, кроме обогащения эмоциональной сферы, моторика рук способствует развитию мышления. Нейропсихологи даже заметили: начинают говорить те дети, которым удаются изолированные движения пальцев, в игровой форме этому легко научить. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
 
В свои занятия по психогимнастике я, кроме психологических этюдов, включаю задания направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, общей моторики, дыхания, голосовые упражнения, релаксацию. Каждое занятие объединено общей темой (лексической или обыгрывание сказочного сюжета). Всегда учитывается настроение детей, их желания. Очень важно задействовать всех детей, активным можно дать спокойное упражнение, а застенчивым предложить побыть капризными, проказниками. И не забывать хвалить маленьких актеров. Детям со стертой дизартрией необходимо проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
 
На психогимнастике проводится непосредственная работа по развитию мышц языка, губ, щек, шеи, мимические упражнения занимают не менее 5 минут. Уже знакомые детям упражнения обыгрываются по-другому. Например, «чашечка» это «ковш экскаватора», «санки-ледянки», «корзина для ягод». Так как занятия проводятся в музыкальном зале, упражнения выполняются перед зеркалом. Важным направлением в коррекции стертой дизартрии является дыхательная гимнастика. Она помогает обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребенка.
 
Постановка речевого дыхания – одна из составляющих методик коррекции речевых расстройств, ее цель – нормализация функций дыхания и речи, координация и регуляция работы всего речевого аппарата. В психогимнастике активно используются дыхательные упражнения. Как один из приемов воздействия на органы артикуляции и дыхания используется самомассаж лица и шеи, который активизирует работу нервных рецепторов, способствует снятию мышечных зажимов. На занятиях мы с детьми проговариваем стихи при выполнении пальчиковой гимнастики, скороговорки, потешки, переклички, шутливые произведения, выученные дома (при автоматизации звуков).
 
Тренировка на скороговорках и стихах способствует развитию речевого дыхания, тренирует дикцию, способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет память. Приемы релаксации учат детей расслабляться. Даже застенчивые ребята чувствуют себя в такие минуты более свободными, а очень активные успокаиваются. Художественно-игровая деятельность является оптимальной для развития детского воображения. То, как ребенок ведет себя в игре, является хорошим барометром, по которому можно судить, как он справляется с жизненными трудностями. Игра помогает ребенку налаживать отношения с другими детьми. Дети, прошедшие цикл занятий по психогимнастике лучше адаптируются в коллективе сверстников.
 
В процессе занятий у них формируется эмоциональная открытость, доброжелательность со сверстниками. Они легче выражают свои чувства, и лучше умеют понимать чувства других.
 
Таким образом, на занятиях по психогимнастике в игровой форме проводится работа по преодолению стертой дизартрии у детей: формируются навыки правильного речевого дыхания, развивается артикуляционная моторика, голос, автоматизируются звуки, активизируется словарь. Дети становятся увереннее в себе, повышается их самооценка.
 
Все права защищены.
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 | Добавил: Admin | Теги: ОНР, Анжелика Кракатика, Дзержинский, коррекция стертой дизартрии, логопед, психогимнастика
Просмотров: 1885 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz