ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 2012
Мазкова Ирина Алексеевна - логопед 1 квалификационной категории, МБДОУ № 4 «Росток» г. лосино-Петровский Моск. обл., стаж работы 12 лет. Обладаетль трех грамот от главы г. Лосино-Петровский и отдела образования, автор Интернет-журнала «Талантливый педагог»
РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Сегодня педагоги, благодаря новым требованиям к аттестацуии поставлены в необходимость чаще выступать перед аудиторией. Для многих это достаточно сложная задача. Нужно подумать не только над тем, что сказать, но и КАК сказать. Как добиться того, чтобы выступление было интересным и убедительным? Наверняка многие согласятся с тем, что приятнее слушать того человека, чья речь живая, выразительная, интонированная. Это касается не только выступлений перед аудиторией, но и ежедневного общения с детьми, их родителями, сотрудниками по работе. Если это так, то можно ли педагогу развить и улучшить свои умения по изменению интонации?
Для начала разберемся, что же образует интонацию. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающей:
- мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т п ), и позволяет избежать монотонности. К. С. Станиславский считал мелодику основой интонации. Песня на одной ноте, даже есои ищменять громкость и темп, мало кому понравится. Также и выступление, в котором волнение и радость передаются более высокими нотам, печать – более низкими, а также выделяются знаки препинания – вызывает больший интерес;
- темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания с учетом пауз между речевыми отрезками. Часто выступающие говорят в одном темпе, так как слишком сосредотачиваются на словах. Лучше чуть быстрее говорить о менее важных мыслях, а о важных событиях и главных мыслях говорить медленнее;
- ритм – последовательное чередование ударных и безударных элементов речи через определенные промежутки речи. Торопливость раздражает;
- фразовое и логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большое напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое) в зависимости от смысла.;
- тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки. Например, когда человек отдает приказы, у него в голосе «звенит металл», а во время просьбы голос звучит мягко, вкрадчиво. Эти изменения тембра усиливают эмоциональное возействие на слушающего;
- паузы – временные остановки в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.
Какова же роль интонации? Именно интонация служит тем «раствором», который объединяет слова-кирпичики в единое целое – связную, осмысленную устную речь. Интонация выделяет наиболее важные части текста, передает подтекст сообщения, не выраженный словами, определенным образом характеризует самого говорящего и его отношение к тому, о чем он говорит. К тому же, благодаря изменению интонации, речь не только становится живой, но и затрагивает чувства, побуждает к действию.
Если же выступающий говорит монотонно(из-за неумения и незнания основных правил выступления, или неуверенности и страха) – аудитория заснет, если тон выступления высокомерный – слушатели будут неприязненно относиться и откажутся от любого предложения. Интонация необходима также и в повседневной жизни педагога для того, чтобы могла осуществиться важнейшая функция речи – коммуникативная. Для того, чтобы научиться искусно владеть интонацией, необходимо: -развивать дыхание (физиологическое и фонационное), -осваивать артикуляционную гимнастику (упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса, интонационные упражнения), -регулярно выполнять логоритмические упражнения, -формировать темпо-ритмическую организацию речи. Все это можно выполнить вместе с детьми или индивидуально.
Сейчас выпускается много литературы, в которой упражнения по формированию интонации расписаны подробно. Или можно обратиться за советом к логопеду учреждения. Речь современного педагога должна быть образцом для подражания. Высокий уровень культуры речи предполагает непрерывное самосовершенствование техники речи.
Потраченные усилия не будут напрасны. Интонацию можно сравнивать с приправой. Подходящая «специя», добавленная в нужном количестве, выявит всю полноту «вкуса» выступления и превратит его в истинное удовольствие для слушателей и выступающего.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|