Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.05.2024
13:39
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012

Мусаилова О. Б.Недоразвитие речи, как причина школьной неуспешности
23.11.2012, 22:21
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
 
Мусаилова Оксана Борисовна- -заведующая МБДОУ д\с № 9 г. Красногорск Московской области. Учитель-логопед. Стаж работы 14 лет. Член ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог"
 
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, КАК ПРИЧИНА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
 
 Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в "неудачных" одноклассниках и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы.
 
И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребенка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний), в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребенка или в заменах одних речевых звуков другими, в недоразвитии связной речи.
 
 К сожалению, все эти признаки речевого недоразвития ребенка-дошкольника чаще всего не привлекают к себе внимания неспециалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребенок все же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью. Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребенок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил. Нарушение звукопроизношения, далеко не всегда носит только "косметический" дефект.
 
У одних детей оказывается неполностью сформирована система звуков языка (фонем): такие дети в своей речи или пропускают отсутствующие звуки или заменяют их другими. Например, вместо «Русь» произносят «гусь» или «русь», а могут произнести и «усь». У других детей все звуки (или большинство из них) оказываются сформированными, но в речи смешиваются. Подобные недостатки звукопроизношения могут касаться отдельных звуков или целой группы звуков, т. Е. быть простыми и сложными. В сложных случаях речь ребенка вследствие замен, смешений, искажений в произношении звуков оказывается непонятной для окружающих. Сами недостатки произношения могут быть обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки. В таких случаях он сам не полностью будет воспринимать речь, так как не может различать слова, близкие по звучанию.
 
Либо причина может заключаться в том, что у него не сформировались необходимые движения органов артикуляции (прежде всего губ и языка), или выработались неправильные артикуляционные движения. Устная речь – первична! Нет устной речи – не будет и письменной, т.к. письменная речь – это перекодировка звуков в буквы. Какова же будет перекодировка, если имеются нарушения звукопроизношения? Нетрудно догадаться, что в таком случае при письме возникают ошибки, и во многих случаях они неизбежны.
 
Недоразвитие связной речи приводит к тому, что ребенок не способен передать свои наблюдения и впечатления в последовательном рассказе, поэтому его ждут неудачи на уроках литературного чтения и познания окружающего мира. Поскольку процесс обучения предполагает обязательные выступления школьников перед аудиторией и умение не только четко и логически обоснованно построить свою речь, но и преподнести ее аудитории на должном уровне, максимально использовать все способы воздействия на слушателей. Важно отметить, что неумение общаться с окружающими формирует у детей ряд отрицательных черт поведения.
 
 Этого можно избежать, сформировав у ребенка уверенность в том, что он – хороший собеседник, что он умеет общаться с окружающими. В нашей практике был очень интересный случай, отображающий последствие нарушения связного высказывания. Девочку после первого класса определили в коррекционный класс, у нее как раз возникали трудности в усвоении чтения, письма и окружающего мира. Проведя углубленное обследование и поняв причину этих неудач, совместно с психологом было составлено планирование и проведение занятий с этой ученицей. Результаты совместной деятельности не заставили себя долго ждать. После второго класса решением ПМПК школы мы пробно перевели девочку в обычный III класс, а уже на следующий год она на законных основаниях была переведена в обычный IV класс. По мнению психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор, воздействие которого на успеваемость неоспоримо.
 
Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Именно речь является средством получения и выражения знаний. Учитывая вышесказанное, мы считаем, необходимым доводить в доступной форме до родителей будущих первоклассников информацию о том, с какими проблемами могут столкнуться их дети и они сами в начале обучения в школе. Мы рекомендуем не откладывать визит к логопеду дошкольного учреждения хотя бы просто для того, чтобы узнать данные обследования вашего ребенка и получить рекомендации по исправлению каких-то «малозначительных» дефектов звукопроизношения.
 
В настоящее время только 30-33% детей охвачено детскими дошкольными учреждениями, где им предоставляется полноценная помощь в подготовке к школе. Следовательно, если ребенок не посещает детские дошкольные учреждения, то в возрасте трех лет он должен пройти полное медицинское обследование в поликлинике, где в число обследующих врачей входит и логопед. Родителям необходимо со всей серьезностью отнестись к советам и рекомендациям этого специалиста. Узнать, нет ли отклонений в развитии артикуляционного аппарата у ребенка. Во многих школах функционируют пункты подготовки к обучению в школе.
 
Родителям стоит позаботиться о том, чтобы ребенок своевременно был записан и прошел эти курсы. Школа является учреждением, предъявляющим стандартные требования к явно нестандартной массе учеников. Именно родители должны помочь своему ребенку достичь тех начальных параметров – «стандартов» – дошкольной подготовки, чтобы его школьная жизнь впоследствии оказалась радостным периодом в жизни всей семьи.
 
Все права защищены.
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru

 
Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 | Добавил: Admin
Просмотров: 970 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz