Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
13.05.2024
02:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012

Пономарева О. В. Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родовыми понятиями
06.12.2012, 22:06
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012) 
 
Пономарева Оксана Владимировна - воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №37 «Рябинка» г. Юбилейный.
 
Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родовыми понятиями
 
 Расширение запаса слов у детей - одна из наиболее важных задач развития речи. Закрепление и активизация словаря играет большую роль в развитии мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь, тем легче ему потом учиться в школе. Многие психологи и педагоги обращали внимание на значение слова в развитии мышления детей. Л.С Выготский писал: «Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением». «Овладение словарем - писал Леонтьев,- является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего в значениях слов».
 
 Проблему формирования словаря детей дошкольного возраста изучали многие исследователи. Задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики представлены в работах Е.И Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной и др. Специфику усвоения слова как единицы лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, А.И. Лаврентьева и др.
 
Известно, что много новых слов дети узнают при ознакомлении с окружающим миром. В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №37 «Рябинка» города Юбилейного работа по развитию речи детей осуществляется во всех видах детской деятельности. Особое внимание развитию словаря детей уделяется в ходе непосредственной образовательной деятельности (далее НОД) в образовательных областях «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы», по направлению «Познавательно – речевого развития («Формирование целостной картины мира»), а также через театрализованную деятельность детей.
 
Не забываем продолжать эту работу с детьми в образовательной деятельности в ходе различных режимных моментов и мероприятий: на тематических досугах, праздниках и т.д. Словарная работа в детском саду – это планомерное обогащение активного словаря детей незнакомыми или трудными для них словами. Одними из таких слов являются слова, обозначающие родовые понятия – «одежда», «транспорт» и др.
 
 Дети часто путают, например, такие родовые понятия как «одежда», «обувь» и «головные уборы»; «овощи» и «фрукты». Для оценки уровня развития словаря детей в начале учебного года, были продиагностированы дети среднего дошкольного возраста.
 
Целью диагностики было выявление эффективности развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с родовыми понятиями. Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что детей еще в младшей группе во время НОД познакомили с такими родовыми понятиями как «одежда», «обувь», «головные уборы», «посуда», «мебель». Чтобы проверить, как дети усвоили изученные родовые понятия, провела индивидуальные беседы с использованием наглядного материала.
 
Детям были заданы следующие вопросы: Что нарисовано? Перечисли. Покажи одежду. Покажи посуду. Покажи мебель. Зачем нужна одежда? Зачем нужна посуда? Зачем нужна мебель?
 
Анализ ответов детей во время индивидуальных бесед показал, что все дети усвоили такие родовые понятия, как «мебель», «посуда» и «одежда», некоторые дети не знали родового понятия «обувь». Почти все дети не знают классификацию «посуды». Исходя из этого, определила основные задачи на учебный год: закрепить знания детей о родовом понятии «обувь» и познакомить детей с классификацией родового понятия «посуда». В связи с основной задачей были определены частные задачи, включающие: подбор дидактических игр на закрепление обобщающего понятия «обувь» и их проведение; в НОД познакомить детей с классификацией посуды; подбор дидактических игр на закрепление классификации родового понятия «посуда» и их проведение. В течение всего года с детьми проводились игры и упражнения на закрепление знаний по теме «обувь»: «Найди обувь», «Третий лишний», «Назови одним словом». Игры проводились с наглядным материалом.
 
 Картинки, которые использовались во время проведения дидактических игр, помещались в книжный уголок и дети могли использовать их самостоятельно.
 
В игре «Найди обувь» дети должны были выбрать из предметных картинок только те, на которых была изображена обувь. Если ребенок не справлялся с заданием, то с ним проводилась индивидуальная беседа с использованием предметных картинок.
 
 В игре «Третий лишний» дети должны были из трех картинок выбрать то, что не относилось к обуви. Все дети с заданием справились. Во время игры добивалась от детей обоснования своего ответа, задавая им вопрос: «Почему ты решил, что брюки – это не обувь?». Все дети отвечали правильно: «Потому что брюки – это одежда» и т.д. Для закрепления названий других родовых понятий была проведена дидактическая игра «Назови одним словом». Она активизировала в речи детей слова: мебель, одежда, посуда. Игра проходила с наглядным материалом.
 
Воспитатель предъявлял каждому ребенку три картинки, а ребенок должен был сказать, к какому родовому понятию относились эти картинки. Все дети с заданием справились, правильно объясняли свой выбор: Это посуда, в ней готовят и едят; это одежда, ее надевают на себя. И т.д. Были проведены и другие игры. То, что дети во время этих игр почти не ошибались, говорит о том, что слова они знали, но не смогли их назвать при первичном опросе, потому что работа по активизации слов этого речевого материала была недостаточной.
 
Дидактические игры помогли оживить в памяти детей эти знания, уточнить их и систематизировать. Наглядный материал, используемый в играх, был предоставлен детям для свободного пользования и они стали самостоятельно с ним играть. Для формирования у детей знаний о классификации родового понятия «посуда», воспользовалась книгой Н.В. Алешиной. В НОД используя игровую ситуацию, предложила детям приготовить обед к приходу гостей. Сначала предложила выбрать посуду, в которой готовят еду. Дети правильно отобрали сковородку, кастрюлю и др. Предложила назвать одним словом посуду, в которой готовят еду. Напомнила, что приготовление еды происходит на кухне.
 
Дети, в основном, правильно назвали такую посуду – кухонная. Но некоторые дети сказали кухольная, кухненная. Потом предложила накрыть стол к обеду и перенести нужную посуду на второй стол. Предложила детям самим дать название посуды, которую используют во время обеда. Дети сказали – обеденная. Поправила детей, объяснила, что такую посуду называют столовой. Чайную посуду дети назвали правильно. В заключении НОД предложила игру «Что лишнее?».
 
Дети должны были найти среди предметов посуды лишнюю. Дети закрепили названия новых слов: кухонная, столовая, чайная. Почти никто из детей не ошибся, но некоторые дети столовую посуду называли обеденной. После НОД, для закрепления классификации «посуды», провела ряд дидактических игр: «Магазин», «Отвечай быстрее», «Назови три слова», «Назови одним словом». Во всех играх дети с заданием справлялись. Наибольшую трудность вызвала игра «Отвечай быстрее» - авт. Г.С. Швайко, в которой я изменила содержание. Для этой игры было сделано наглядное пособие.
 
Дети, рассматривая картинки, должны были ответить на следующие вопросы:
1. Как можно назвать одним словом все предметы, находящиеся в первом ряду?
2. Сколько предметов одежды на таблице? /Назовите их.
3. Чего больше на таблице предметов обуви или головных уборов?
4. На сколько групп можно разделить все предметы на таблице?
 5. Посмотрите на предметы первого и второго столбика. Что вы заметили общего?
 
Во время проведения этой игры многие дети путали столбик с рядом. Не всегда правильно считали, не сразу ответили на последний вопрос о том, что общего у предметов первого и второго столбика, не сразу сообразили, что общее то, что в этих столбиках по одному предмету обуви, одежды и головного убора. Но во время повторного проведения игры, почти никто из детей не ошибался. Поэтому же подобию я сделала игру на закрепление классификации «посуды».
 
Труднее было детям отвечать во время проведения игр без наглядного материала - «Назови три слова» и «Назови одним словом». Игры проводились на прогулке с мячом. Воспитатель бросал мяч ребенку и говорил – кухонная, ребенок, возвращая мяч, отвечал: кастрюля, сковорода, чайник и т.д. Или, воспитатель, бросая мяч, называл три предмета: сахарница, конфетница, чашка, а ребенок, возвращая мяч, отвечал: чайная. Дети с заданиями справлялись, но не очень быстро отвечали, некоторое время думали, особенно, когда надо было назвать какой-нибудь предмет посуды, а не ее классификацию. Чтобы убедиться в том, что дети усвоили обобщающее понятие «обувь» и классификацию «посуды», провела повторный опрос.
 
Анализ ответов детей показал, что дети назвали правильно предметы, входящие в родовые понятия, правильно назвали сами родовые понятия: «одежда», «обувь», «мебель», «посуда». Все дети знают классификацию «посуды», запомнили слова: кухонная, столовая, чайная. Оценка полученных во время проделанной работы данных позволила сделать вывод о том, что во время знакомства детей с родовыми понятиями происходит решение всех задач словарной работы: обогащение словаря, закрепление словаря и активизация словаря. Дети познакомились с новыми словами, обозначающими классификацию родового понятия «посуда» (кухонная, столовая, чайная).
 
Во время проведения дидактических игр и упражнений закрепили слова, обозначающие родовые понятия «мебель», «одежда», «головные уборы». Знакомство детей с родовыми понятиями имеет большие возможности для развития словаря детей. Дети знакомятся с новыми словами, закрепляют слова, обозначающие названия видовых и родовых понятий и их классификацию. Но эта работа будет эффективной, если воспитатели после проведения НОД, на которой дети знакомятся со словами, обозначающими видовые и родовые понятия, будут закреплять эти слова в различных играх и упражнениях. В противном случае слова детьми забываются.
 
Список литературы:
1. Алексеева М.М. Яшина В.А. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
 
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа - М., ЦГЛ , 2005. - 128 с.
 
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
 
4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение 1988.
 
Все права защищены.
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 | Добавил: Admin | Теги: пономарева
Просмотров: 3246 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz