Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
18:40
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012

Шапакина И.Н. Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром
21.12.2012, 22:56
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
 
Шапакина Ирина Николаевна – старший воспитатель МБДОУ ЦРР № 11 «Золотой ключик» г. Долгопрудный Московской области. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
 
 
МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГУ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ПРОВОДИТЬ РАБОТУ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ
(выступление на ШПО)
 
 Дети дошкольного возраста способны осознанно воспринимать социальные явления. Однако эта способность в наибольшей мере обнаруживается при такой организации процесса усвоения знаний, которая стимулирует их к проявлению любознательности, творческих возможностей, выражению чувств, активной деятельности. Методы ознакомления детей с социальной действительностью можно условно разделить на четыре группы: – методы, повышающие познавательную активность; – методы, вызывающие эмоциональную активность; – методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности; – методы коррекции и уточнения детских представлений. Рассмотрим более подробно каждый из методов. Методы, повышающие познавательную активность Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Доказано, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как синтез и анализ. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.
 
Давайте представим, что дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения. Продолжая рассматривать названную картинку, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке; почему подъемный кран такой высокий; зачем нужно строить такой большой дом; кого может порадовать работа строителя и т.д. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы. В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. При использовании этого методического приема педагог в каждом случае должен решить, с какого сравнения начинать – по сходству или по контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем по подобию.
 
Ребенок быстро находит ответ на вопрос «чем отличается слон от волка?», но ему сложнее отыскать между ними сходство. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы и явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему. Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы: в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую – врачу». С таким заданием свободно справляются дети 4-5 лет. Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания и классификации. Прием классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинен какой-то близкой и понятной ребенку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры, занятия и т.д. Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование. Моделирование необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять план-карту – улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту.
 
 Тут полезны задания типа «Составим маршрут будущей экскурсии». В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира. Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Когда мы занимаемся устройством группы, желательно, чтобы дети это делали вместе с вами, определяя место для игрового уголка, для книг, для растений и т.д. Педагог предлагает из мелкого строителя сделать модель размещения объектов и обосновать свои предположения. В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Почему же на занятиях вопросы задает только воспитатель, а ребенок лишь отвечает? Тогда педагог работает без обратной связи, он не «погружает» своих воспитанников в ситуацию активной мыслительной деятельности, свободные высказывания детей расцениваются как дисциплинарные нарушения, и, естественно, у них вскоре пропадает интерес к занятиям. Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников, боязнь нарушения дисциплины отрицательно сказывается на развитии их интересов и любознательности. Умение задавать вопросы необходимо и детям, и самому воспитателю. Но как и какие вопросы он ставит перед ребятами в беседах с ними по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого? В беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера.
 
От детей требуется повторение только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от воспитателя требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослым. Важнейшим дидактическим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является повторение. На конкретном занятии оно может служить ведущим методом или методическим приемом. Формы организации повторения различны. Прямое повторение: от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Идет воспроизведение знаний в той форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала. Примером могут служить повторное рассматривание той же картины, заучивание наизусть стихотворения, повторное повторение художественного произведения, репродуктивные вопросы в беседе. Такое повторение возможно и полезно в конце занятий, когда нужно закрепить полученные только что знания. Элемент прямого повторения может стать и опорной, отправной точкой при переходе к новым знаниям. Но этот вид повторения не предполагает творческого отношения к усваиваемому материалу. Другое дело – применение знаний в сходной ситуации.
 
 Эта форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов. «На что похож этот предмет?», «Какую русскую сказку напоминает вам украинская сказка «Рукавичка»?» – подобные вопросы заставляют детей вспомнить уже известное и соотнести эти знания с новыми. Бывает, что к уже усвоенным знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, опираясь не на конкретные примеры, а на сформированные ранее обобщения. Например, ранее дети узнали, что зрение у человека и у разных животных имеет свои особенности. Воспитатель предлагает вопросы, опираясь на имеющиеся знания: «Кто лучше всех сможет увидеть в темноте; разглядеть что-то с очень большой высоты; прочесть в книге интересный рассказ?» Это так называемое повторение на опосредованном уровне. Как показали исследования, хорошие результаты приносят методы экспериментирования и постановки опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
 
 Методы, вызывающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний о социальном мире
 
Эмоциональная активность – это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, мимике, жестах, движениях. Существенным показателем воздействия знаний на детей является характер их поведения после занятий: вопросы, раздумья, стремление кому-то пересказать то, что узнали, содержание игр и изобразительной деятельности. Умение педагога передавать свое отношение к содержанию знаний является необходимым условием влияния на эмоциональную сферу ребенка, а специальные методы и приемы помогают в этом. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемым героем и т.п. Игровое «как будто бы ...» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения по воле взрослого, делает процесс естественным и интересным. «Представим, что мы прилетели на другую планету, там никто не знает, какие люди живут на Земле. Что мы расскажем им о нас и о нашей планете?»
 
Другая ситуация: «Допустим, к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем, куда поведем?» Или: «Сегодня мы будем рассказывать о наших помощниках – глазах, ушах, руках. Но такие помощники есть и у животных. Поэтому кто-то из вас как будто бы будет кошкой, кто-то орлом, кто-то маленькой мышкой, а кто-то останется человеком. Вот встретились все на лесной полянке и стали друг другу рассказывать о своих необыкновенных помощниках. Кошечка, расскажи о своих глазах». Это очень близко к придумыванию сказок. «Придумаем сказку о стране бездельников, о стране детей, о доме, в котором живет доброта, об улыбке, которая гуляла по городу». Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, включенные в занятие как фрагмент после прочтения художественного произведения или при подготовке концерта. Сюрпризные моменты и элементы новизны тоже эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку или просто порадоваться, удивиться. Очень важно эмоционально начать занятие, чтобы у детей появилось желание переключить свое внимание на предмет разговора. Сюрпризом может быть внесенная в группу новая игрушка, показ слайдов, видеофильмов, ребенок или взрослый, представленные в необычном образе. Новизну для детей может создать форма, место проведения занятий и, конечно, содержание знаний. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Разнообразие форм делает занятия привлекательными для ребенка. Так, итоговое занятие может представлять собой экскурсию по группе или по детскому саду, составление программы концерта, отбор картины для выставки, придумывание коллективного рассказа на пройденную тему и т.п.
 
 К методам и приемам повышения эмоциональности обучения можно отнести юмор и шутку, к сожалению, очень редкие на занятиях. Воспитатель всегда должен быть готов улыбнуться ребенку, вместе с ним посмеяться, пошутить. Например, на вопрос «Чем отличаются люди от животных?» ребенок ответил: «У человека две ноги». «А, – говорит воспитатель, – понятно, значит, курица – человек!» Дети смеются, но теперь уже внимательнее отыскивают различия. Веселый, мажорный настрой располагает малышей не только к самому педагогу, но и к тому, что он предлагает делать. Ребята быстрее откликаются на предложение заниматься, трудиться, играть, если оно сделано весело. Потешки, стихи, прибаутки, смешные истории и ситуации создают атмосферу непринужденности на занятии и способствуют эмоциональной близости между педагогом и детьми. Надо только, чтобы шутки были доброжелательными, не обижали детей.
 
При этом нужно учить их без обиды принимать и понимать юмор, самим использовать его в общении со сверстниками взрослыми. Поэтому полезно иногда предложить детям вспомнить веселый случай из собственной жизни. Хорошо, если воспитатель и родители рассказывают малышам смешные истории из своей жизни. Сильное воздействие на чувство детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии – чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстрации или картин; чтение и слушание музыки; слушание музыки и последующее рисование.
 
Но нельзя забывать, что нарушение чувства меры в одновременном воздействии разных видов искусства приводит к обратному результату: дети перестают воспринимать их, что в свою очередь дает отрицательный эффект.
 
 Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности Анализ исследований межпредметных связей в педагогическом процессе показал, что такие связи имеют разную направленность в зависимости от поставленной цели. Это может быть решение познавательных задач, совершенствование навыков, накопление чувственного опыта, художественных представлений. Для того чтобы устанавливать связь между разными видами деятельности, нужны так называемые «дидактические мостики». Уже в процессе проведения занятия воспитатель использует прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности. Например, на занятии по ознакомлению с техникой и ее создателями педагог не только эмоционально рассказывает о творчестве Человека, но и вызывает у детей желание самим попробовать свои силы в изобретательстве, выражает уверенность в способности ребенка к творческой деятельности и предлагает научить, помочь. Однако обучение происходит уже не на занятии, а в процессе рисования, лепки, конструирования, вырезания. Помогает связать некоторые виды деятельности перспективное планирование, когда детям предлагается подумать, где, зачем и как может пригодиться то или иное умение, те или иные знания. Например, педагог говорит: «Мы сегодня научились лепить овощи, фрукты. Как вы думаете, где мы сможем их использовать? А когда вам может пригодиться умение хорошо лепить из пластилина?»
 
Такой прием дает детям возможность увидеть перспективу: можно поиграть в магазин, вылепить кому-то подарок и т.д. Перспектива, направленная на последующую деятельность, может иметь и обратную связь: не только от занятия к игре, труду, но и от игры к занятию, где ребята смогут получить знания, которые сделают ту же самую игру интереснее, а трудовую деятельность – целенаправленнее и увлекательнее. Связующим звеном, дидактическим мостиком между видами деятельности может служить беседа с дошкольниками о том, как можно «в это» поиграть: что можно сделать из рисунков, сплетенных ковриков, вылепленных фигурок. Взаимосвязи различных видов деятельности способствует и создание предметной среды. Воспитатель вносит в группу новые игрушки, книги, привлекает к ним внимание детей, просит более умелого ребенка научить другого тому, что у него самого хорошо получается, предлагает найти способ проверить выдвинутую кем-то «гипотезу». Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире В процессе наблюдений, приобретения знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях их взаимоотношениях и деятельности, о себе, о различных явлениях и событиях. Ограниченный жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у ребят не всегда складываются правильные, точные представления об окружающем. Их оценки происходящего зачастую неадекватны реальным. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать их, учить детей соответствующим формам поведения и выражения своего отношения. Уточнения могут касаться объективных явлений социального мира, не затрагивающих ребенка личностно. Без них не обойтись ни на занятиях, ни в повседневной жизни. Ведущие методы здесь – повторение, наблюдение, экспериментирование, опыты, позволяющие выяснить, что и как понял ребенок в содержании сообщаемых ему знаний, и помочь ему в правильном понимании. Например, на занятии мы рассказываем о технике, созданной руками человека. Но кто-то не понял, что такое рычаг, и как простая палка становится техникой. После занятия педагог предлагает провести опыт с использованием рычага и самому «незнайке» ответить на свой вопрос, а потом и объяснить свой вывод воспитателю.
 
Смысл такой работы заключается в выяснении того, что дети не усвоили, что было трудным, в поиске методов и приемов, которые делают материал доступным пониманию. Важно, чтобы воспитатель представлял себе, какие именно знания нужны дошкольнику, и причину их неусвоения. В отдельных случаях, когда взрослый заведомо уверен, что дети не смогут понять суть вопроса, да это им пока и не нужно, он переключает их внимание на другую деятельность или дает обобщенный ответ на вопрос. Подобная ситуация возникает, например, когда дети пытаются сами объяснить процесс рождения человека или происхождения жизни на Земле. Воспитатель прибегает к возможному в данном случае объяснению, уточнению, но уводит детей от излишних деталей, которые пока трудны для понимания. Уточнению представлений помогает повторное (после соответствующих разъяснений) выполнение задания: еще раз нарисуй, но уже точнее, еще раз расскажи, но подробнее, еще раз сделай, но тщательнее. Полезно периодически, один раз в три месяца, проводить контрольные подгрупповые или индивидуальные занятия по уточнению представлений детей и динамики их развития. Содержание таких занятий зависит от программы, по которой работает воспитатель. Методика их проведения – создание проблемных ситуаций, обсуждение вопросов по теме, вытекающих из наблюдений за детьми в процессе их деятельности. Столь же необходимы коррекция и уточнение представлений, приобретенных детьми при стихийном получении информации, которая является результатами их собственных наблюдений за взаимоотношениями людей, родом их деятельности, за событиями, происходящими вокруг. Как правило, взрослым не удается проконтролировать содержание такой информации и повлиять на оценку ее детьми. Остается лишь потом выявить такие представления и по возможности скорректировать их.
 
В этом случае уточнение или изменение представлений ребенка о чем-либо следует проводить в индивидуальной беседе с большим тактом и вниманием к его эмоциональному состоянию. Наиболее убедительные будут приемы сравнительного анализа, оценка, разъяснения, создание воображаемой ситуации, совместный поиск выхода из нее, проигрывание другой, положительной ситуации, обсуждение способа действия. Это часть деятельности воспитателя наиболее сложна, так как связана с негативной информацией, а ее источником могут быть близкие ребенку люди. Поэтому для достижения реального успеха, важно вести работу и с родителями. Со взрослыми можно проводить индивидуальные беседы с просьбой проявлять большую ответственность и требовательность к себе, к своему поведению, к высказываниям при детях. Можно предложить родителям записывать рассказы детей о том, как прошел их выходной день, кого или чего больше всего боится ребенок, кому он расскажет о своей радости, кто лучше всего его поймет и т.п. Такой прием опосредованного воздействия может оказаться эффективным в перевоспитании родителей.
 
Все права защищены.
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru


Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 | Добавил: Admin | Теги: методы, позволяющие педагогу наиболее эффек, Шапакина И.Н.
Просмотров: 4090 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz