Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.05.2024
09:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Афанасьева Т. А. Детское межвозрастное взаимодействие
23.01.2013, 00:30
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
 
Афанасьева Татьяна Анатольевна – старший воспитатель ГБОУ детский сад № 602 г. Москвы. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
 
ДЕТСКОЕ МЕЖВОЗРАСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
 
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы – наш детский сад комбинированного вида № 602 – работает с 1967 года и за это время сумел накопить богатую историю. В детском саду трудится замечательный коллектив педагогов – творцов и энтузиастов. Сложившаяся система воспитательно-образовательной работы с детьми и сотрудничества с родителями имеет много интересных традиций. Одна из таких традиций – организация межвозрастного деятельностного общения детей в ходе акций «Старшие – младшим». Коммуникативное взаимодействие между детьми – необходимое условие развития каждого ребенка, его успешной социализации. Оно позволяет детям получить знания, необходимые впечатления, сильные эмоциональные переживания, развивает речь, игровые и подражательные способности.
 
 Одна из самых важных задач дошкольного образования – воспитывать и развивать коммуникативные навыки ребенка, научить малышей общаться не только со взрослыми, но и с другими детьми, в том числе – с детьми разного возраста. В соответствии с ФГТ содержание образовательных областей «Социализация» и «Коммуникация» ставит перед нами задачу научить детей общаться для жизни в социуме, в мире за стенами дошкольного учреждения, а не в условиях специально подобранной группы детей одного возраста (то есть, в условиях группы детского сада). Ведь в повседневной жизни дети общаются чаще всего именно с детьми другого возраста. В процессе дошкольного образования планируемыми итоговыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны стать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
 
Среди них: – овладение средствами общения и способами взаимодействия. То есть ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
 
Он способен гибко изменять стиль общения в зависимости от ситуации; – способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдая элементарные общепринятые нормы и правила поведения. То есть поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».
 
Достижение этих результатов – наша задача. Мы исходили из того, что коммуникативное взаимодействие между детьми возможно в повседневной жизни и при спонтанном общении детей. Однако наиболее действенными должны стать специально организованные игровые моменты, способствующие эмоционально положительным контактам между детьми, стимулирующие у ребенка доброжелательное отношение и интерес к другим детям, развивающие инициативность в деятельности, направленной на общение.
 
В 1960-1970-х годах в дошкольных учреждениях было распространено шефство, когда дети старшего дошкольного возраста приходили в группы к малышам, например, чтобы помочь одеться на прогулку. Я сама, будучи дошкольником, помню, как радовалась и гордилась, когда помогала маленьким. Система детского межвозрастного взаимодействия нашего дошкольного учреждения и похожа на шефство, но и отличается от него. Есть шефы (дети старшего дошкольного возраста) и подшефные (дети раннего и младшего дошкольного возраста). Но мы в процессе практического применения разработали более разнообразные формы взаимодействия воспитанников разных возрастных категорий. Начало традиций акций «Старшие – младшим» в нашем детском саду было положено в 2003 году, когда в практику работы дошкольных учреждений Москвы вошла неделя «Игра и игрушка». При проектировании различных игр на неделю «Игра и игрушка», мы решили использовать такие формы работы, как: – совместные игры детей младшего дошкольного возраста с детьми старшего дошкольного возраста; – игровое знакомство младших детей с игрушками для старших детей; – совместные театральные постановки, где младшие дети играли роль деятельного зрителя, а старшие являлись работниками театра. Главным принципом акций «Старшие – младшим» стал принцип совместной деятельности, а социальное межвозрастное партнерство выступило важным условием развития детей.
 
 Педагогические задачи, решаемые в процессе акций «Старшие – младшим»: – развитие игровых умений; – развитие игрового взаимодействия детей, свободного общения; – практическое овладение нормами речи; – развитие эмпатии, толерантности; – развитие нравственных качеств; – развитие знаний по разным образовательным областям.
 
В начале учебного года методической службой определяются пары групп, которые в течение года будут организовывать детское межвозрастное взаимодействие. При распределении пар учитываются задачи модернизации педагогического коллектива. Мероприятия акций «Старшие – младшим» проводятся в течение всего учебного года, в том числе – во время тематических недель, проходящих в детском саду. Например, октябрь – неделя «Формирование здорового образа жизни», ноябрь – неделя «Игра и игрушка», январь – неделя «Зимние забавы». В дни проведения тематических недель «Формирование здорового образа жизни», «Зимние забавы» организуются совместные дидактические, подвижные игры, игры-экспериментирования, в которых дети старшего дошкольного возраста играют роль их устроителей. В дни недели «Игра и игрушка» проводятся игры и других видов (сюжетно-дидактические, театрализованные, конструктивные и т.д.) в зависимости от общей темы недели. Например, на неделю «Игра и игрушка-2011» общей темой была «Мы играем в театр».
 
 Дети старшего дошкольного возраста играли с малышами в театрализованные игры с разными видами театральных кукол, показывали театрализованные представления (игры-драматизации, кукольный театр – пальчиковый, би-ба-бо и др.). В 2012 году общей темой была «Мы играем с русской народной игрушкой». Старшие дети играли с малышами, используя русские народные игрушки, знакомили их с русскими народными музыкальными инструментами и т.д. Формы мероприятий акции «Старшие – младшим» (тема – «Хождение в гости: давайте вместе поиграем»): – совместные игры разных видов, в том числе – сюжетные самодеятельные игры детей старшего дошкольного возраста с участием детей младшего дошкольного возраста; – совместный труд; – совместная исследовательская деятельность (проведение опытов и экспериментов, игр-экспериментирований); – совместные прогулки; – оказание помощи малышам в режимных моментах (например, одевание на прогулку).
 
Проведение акций «Старшие – младшим» способствует также развитию педагогического коллектива детского сада, повышению квалификации воспитателей, стабильности и мобильности коллектива, совершенствованию личных качеств педагогов, в том числе – и коммуникативных. В процессе подготовки мероприятий акций «Старшие – младшим» воспитатели объединяются в микрогруппы для обсуждения плана проведения, различных организационных моментов (обеспечения оборудованием и пополнением предметно-развивающей среды, разучивания литературного материала, изготовления подарков и т.д.) Данные микрогруппы действуют в течение всего года, проектируя свой собственный план взаимодействия.
 
Традиция акций «Старшие – младшим» включена в систему дошкольного образования нашего учреждения и развивается вместе с этой системой. Появляются новые инициативы, новые формы проведения мероприятий. В 2011-2012 учебном году воспитателями в рамках акции «Старшие – младшим» был проведен совместный досуг, в котором участвовали не только дети (шефы и подшефные), но и их родители. Итогами данной работы в нашем детском саду является неизменно высокий уровень развития детей по освоению всех образовательных областей, успешный уровень развития интегративных качеств каждого ребенка, энергичная речевая активность детей, повышение уровня сплоченности педагогического коллектива и повышение квалификации воспитателей, развитие сотрудничества с родителями.
 
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin | Теги: Афаасьева Татьяна, методистам и педагогам, maaam, Старшие-младшие
Просмотров: 2941 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz