ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Чернова Светлана Петровна – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ г. о. Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 19 «Лесная сказка». Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ПТИЧКА-СВИСТУЛЬКА конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество»
Программные задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с особенностями духовых музыкальных инструментов. 2. Познакомить детей с происхождением духовых музыкальных инструментов. 3. Продолжать учить создавать узоры из готовых элементов. 4. Закрепить навыки аккуратного наклеивания. 5. Активизировать словарь: духовые, свистулька, труба, свирель, рожок, жалейка, флейта, саксофон. Развивающие: развивать творческие способности детей, чувство ритма в узоре, мелкую моторику. Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к музыке. Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов о музыкальных инструментах, прослушивание музыкальных произведений. Оборудование: записи музыкальных произведений, картинки с изображением духовых музыкальных инструментов, деревянные и глиняные свистульки, дудочка, формы-заготовки для аппликации, клей, кисти, подставки для кистей, салфетки.
Х О Д З А Н Я Т И Я Звучит музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют народные духовые инструменты.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, что вы сейчас слышите? Предполагаемые ответы детей: «Звучит музыка». В о с п и т а т е л ь. Мы слышим музыку в исполнении многих народных музыкальных инструментов. О некоторых из этих музыкальных инструментах мы и поговорим сейчас. Отгадайте загадку: Очень весело поет, Если дунете в нее, Ду-ду-ду, ду-ду-ду! Да-да-да, да-да-да! Вот так поет она всегда. Не палочка, не трубочка, А что же это? (Дудочка). Да, ребята, это дудочка. (Показывает дудочку). У дудочки есть много братьев и сестер, например: труба, свирель, рожок, жалейка. (Показ картинок с изображением этих музыкальных инструментов). Давайте повторим названия этих народных музыкальных инструментов. (Дети повторяют названия). Все эти музыкальные инструменты называют духовыми. Как, по-вашему, почему они получили название «духовые»? Предполагаемые ответы детей: «Духовые потому, что в них дуют».
В о с п и т а т е л ь. Да, чтобы извлечь звук из этих инструментов, в них надо подуть. Вот отчего эти инструменты и называются так – духовые. Кто запомнил, как называются эти инструменты? Предполагаемые ответы детей: «Духовые».
В о с п и т а т е л ь. Назовите их. Предполагаемые ответы детей: «Дудочка, жалейка, рожок, свирель, труба». Воспитатель поправляет ответ или напоминает название.
В о с п и т а т е л ь. Есть и другие духовые музыкальные инструменты: флейта, саксофон. Повторите название. А кто играет на духовых музыкальных инструментах? Предполагаемые ответы детей: «Музыканты».
В о с п и т а т е л ь. Какие еще музыкальные инструменты вы можете назвать? Предполагаемые ответы детей: «Барабан, балалайка, гитара, бубен».
В о с п и т а т е л ь. А сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Игра «Волшебный мешочек» Дети достают из мешочка картинки с музыкальными инструментами и называют их.
В о с п и т а т е л ь. А хочется вам попробовать поиграть на самом простом народном духовом музыкальном инструменте? Нам на помощь придет игрушка-свистулька. (Показ). Дуть-свистеть в нее сможет даже совсем маленький ребенок. Вот так. (Показ). Хотите попробовать? Упражнение «Поиграй на свистульке» Воспитатель раздает детям свистульки.
В о с п и т а т е л ь (читает стихотворение). У детей в ладошках птички, С виду птички – невелички, Только птички не порхают, В небеса не улетают. Дети бережно их носят, Дети их ко рту подносят, Дуют в птичек – те свистят, Всех в округе веселят. Милые свистульки это, Выкрашены ярким цветом, Деревянные, из глины, Звук у них певучий, длинный. Он похож на птичью трель, На весеннюю капель, На звенящий ручеек И на солнечный денек. Дети извлекают звуки из свистулек. Воспитатель хвалит детей, предлагает собрать свистульки и сесть за столы.
В о с п и т а т е л ь. В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать духовые музыкальные инструменты из дерева и глины. Взгляните на эти две свистульки. Как вы думаете, какая из них сделана из дерева, а какая – из глины? Почему вы так думаете? Предполагаемые ответы детей: «Эта свистулька легкая – деревянная, а эта тяжелая – из глины». При необходимости воспитатель поправляет ответы детей.
В о с п и т а т е л ь. Свистульки народные умельцы делали на всей территории нашей страны. Бывают филимоновские свистульки, дымковские, ростовские, городецкие и другие. Часто народные мастера глиняные свистульки делали в виде каких-нибудь существ. Вот эта свистулька, сделана в виде кого, как вы полагаете? А эта свистулька? (Ответы детей).
В о с п и т а т е л ь. А эта свистулька сделана в виде птички. Мы с вами сегодня выполним аппликацию – украсим узорами свою птичку-свистульку. Продуктивная деятельность детей Детям предлагаются готовые формы в виде птички, элементы узора и готовый образец. Дети могут повторить узор образца или сделать его иначе. Работают дети под музыку. Перед работой воспитатель напоминает о правилах работы с клеем, кисточкой, салфеткой, о расположении элементов аппликации на шаблоне. Рефлексия Воспитатель предлагает рассмотреть работы, хвалит детей, предлагает рассказать своим родным о том, с какими инструментами они познакомились на занятии.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex.ru
|